Ровесник рынка

Ровесник рынка

Группе компаний «МКС» в 2014 году исполнилось девять лет. Казалось бы, немного, однако за это время она успела вырасти из небольшой компании, состоящей из трех человек, до общепризнанного лидера уральского рынка малой энергетики.

Более того, ГК «МКС», фактически, сама этот рынок и сформировала: не в теории, а на практике доказывая большие возможности собственной генерации для малого и среднего бизнеса на Урале. В 2014 году компания осознала, что ей стало «тесно» на региональном рынке, и начала активно выходить на федеральный уровень. На сегодняшний день в активе ГК «МКС» - десятки реализованных проектов в семи субъектах Российской Федерации, а совсем недавно компания открыла свое представительство в Германии - в самом «сердце» Мюнхена. В итоге, пройдя девятилетний рубеж, челябинская компания имеет свои филиалы в трех крупных городах - Мюнхене, Москве и Екатеринбурге, по праву обретя статус промышленной корпорации федерального значения.

Всё это время развитием компании управляет ее основатель Максим Загорнов. Кроме директорства в ГК «МКС» господин Загорнов активно участвует в общественной жизни региона: возглавляет Ассоциацию малой энергетики Урала, отстаивает отраслевые интересы в «Деловой России», является омбудсменом по энергетике и естественным монополиям в Челябинской области, экспертом Общественной палаты РФ. Мы попросили его рассказать об истории развития малой энергетики на Урале.

- Максим Александрович, как на Урале зарождалась малая энергетика?

-В 2004-2006 годах в стране начался виток роста стоимости электроэнергии, а также стал проявляться дефицит мощностей. В те же годы на волне сырьевого роста экономики стал активно развиваться средний бизнес. В результате у средних компаний возникла острая потребность в электроэнергии и, следовательно, собственной комбинированной тепло- и энергогенерации (когенерации). Крупные компании тогда активно выходили на оптовый рынок энергии и своей генерацией интересовались мало. Только позже, не получив ожидаемой выгоды от работы на оптовом рынке энергии и увидев на примере малого и среднего бизнеса всю эффективность использования собственной генерации, представители крупного бизнеса занялись малой энергетикой.

Уловив это движение рынка, в 2005 году я организовал компанию «МКС». В начале нас было всего три человека: мы занимались первичными обследованиями, выполняли проектные работы, организовывали монтаж электростанций. Наши первые заказы были на строительство энергоцентров мощностью 200-400 кВт.Такие используются,например, для обеспечения питанием небольшой мебельной фабрики, молочного завода или офисного центра.Собственные мощности им были нужны не для автономной работы, а для покрытия дефицита электроэнергии и для снижения ее стоимости.

На рынке в то время присутствовали, в основном, электростанции на базе двигателей ЯМЗ -это было связано с тем, что 70-80% потребителей в то время были ориентированы на отечественное оборудование. Такая энергетика получалась очень недорогой с точки зрения первоначальных капитальных вложений. Однако, как показало время, надёжность электростанций на этих двигателях оказалась очень низкая и не устраивала многие компании. Фактически, через год использования они вырабатывали весь свой ресурс и нуждались в капитальном ремонте.

- Иностранцы еще не продМаксим Загорновавали своё оборудование?

- Английские двигатели Perkins появились на отечественном рынке только в 2007 - 2009 годах, это уже средний ценовой сегмент.Однако крупные иностранные производители оборудования, работающие в высоких ценовых сегментах, например, Caterpillar, к нам в то время еще не зашли - они очень долго присматривались к российскому рынку. Зато в то же время на наши рынки стали заходить иностранные пакетировщики (компании, которые пакетируют двигатели в контейнеры): словацкий холдинг Elteco, чешская компания Tedom, некоторые польские компании.

Мы стали очень тесно сотрудничать с Elteco. Один из первых наших совместных крупных объектов - энергоцентр для торговой сети «Магнит» (ЗАО «Тандер»). Тогда «Магнит» только-только «заходил» в Челябинск и начал строительство первого регионального распределительного центра. Энергосетевая компания запросила значительную цену за подключение этого объекта к сетям, а сроки на исполнение технических условий исчислялись бы несколькими годами. Однако «Тандеру»,во-первых, запустить региональный распределительный центр требовалось срочно. А, во-вторых, так как строительство велось в «чистом поле» за городом, то у компании была потребность и в теплоэнергии. В результате, «Тандер» принял решение возвести для строящегося распределительного центра собственный энергоцентр, кстати, первый во всей практике «Магнита». Они устроили большой конкурс проектов, и мы стали его однозначным победителем, сумев предложить наиболее полную и комплексную концепцию автономной когенерации в 2,4 МВт, никак не задействуя общие энерго- и теплосети. Срок возведения объекта составил восемь месяцев.

Уникальные в стране
- Вы с самого начала занимались проектированием самостоятельно?

- Нет, мы начинали как инжиниринговая компания, и в 2005-2007 годы проектную документацию заказывали сторонним организациям. Однако с кризисом очень многие проектировщики фактически перестали существовать из-за сокращения объема заказов, да к тому же и в докризисные времена их цены оказывались, на наш взгляд, неоправданно высокими. При этом, что самое главное, нас не устраивало качество проектирования: большинство из проектировщиков фактически не умели работать с новым программным обеспечением и использовать в проекте новые материалы. Всё это привело к тому, что в 2008-2009 годах мы сформировали собственную проектную группу. К этому же времени у нас работало собственное подразделение монтажников; параллельно мы развивали сервисное направление. Все эти перемены диктовал рынок, заказчики всегда хотели комплексного подхода.В результате компания «МКС»расширилась до Группы компаний «МКС».

- А с каким оборудованием вы тогда работали? Энергоцентр ЮУрГУ

-С 2007 года мы начали работать со словацким холдингом Elteco, причем осуществляли сотрудничество через их московское представительство. Однако через год словаки сделали для нас исключение, и мы стали работать напрямую с заводом. А еще через какое-то время объем продаж словацкого оборудования через нас превысил объемы продаж московского представительства. Уже тогда, в 2009 году, мы почувствовали, что можем конкурировать и на рынке пакетировки и задумались о строительстве собственного пакетировочного завода в Челябинской области. Мы предложили сотрудничество Elteco. Однако словаки этого шага в совместном развитии не сделали: они побоялись, что всё их производство может утечь в Россию, и им придётся закрыть свой завод в Словакии.

- Но ведь 2009 год - это очень непросто время с точки зрения инвестиций!

- Тем не менее, электроэнергия тогда стоила дорого, и спрос на оборудование для когенерации был неплохой, а наш рынок всё еще был более-менее свободный с точки зрения конкуренции.

- Удивительно, но именно тогда вы сумели запустить несколько выдающихся объектов.

- Очень интересный объект из нашей практики -энергоцентр Южноуральского госуниверситета, или, как он точно называется, инновационный образовательный центр электроэнергетики ГОУ ВПО ЮУрГУ, который мы построили в 2009 года. Тогда университет как раз расширял свой академический городок - строил дополнительные корпуса. В результате у ВУЗа образовался энергодефицит на 1,2 МВт. За решение проблемы - увеличение энергопотребления на 2 МВт - энергосетевая компания запросила с ЮУрГУ десятки миллионов рублей. Кроме того, университету еще потребовались бы дополнительные средства на реконструкцию своего сетевого хозяйства - ВУЗу это было финансово не под силу. А мы показали президенту ЮУрГУ Герману Вяткину несколько возведённых нами объектов и предложили создать собственный энергоцентр. Этот вариант ему понравился намного больше. К тому же администрации ВУЗа удалось получить федеральное финансирование на этот проект.

Было закуплено генерирующее оборудование; кроме того, мы провели серьезную реконструкцию энергохозяйства университета, подстанции и распределительных устройств. Очень важно, что университет не боялся вкладывать средства в реконструкцию, наоборот,руководство ВУЗа само просило нас внедрять максимум новых технических решений. В результате мы полностью переделали схему электроснабжения и построили выделенный газопровод. Этот объект когенерации интересен еще и тем, что мы его подключили к городской паровой сети: такого опыта прежде не было не только у нас, но и сетевой компании «Челябэнерго». Специально под этот случай были разработаны технические регламенты подключения и схема выдачи мощности - над ними работали как наши специалисты, так и сотрудники сетевой компании и преподаватели энергофакультета ЮУрГУ.

В итоге ЮУрГУ стал первым университетом в России, который построил собственную университетскую газопоршневую энергостанцию. Есть примеры, когда в ВУЗах стоят небольшие паровые турбины или псевдо-атомные реакторы, но они работают исключительно в учебных и лабораторных целях. В нашем же случае студенты и исследователи имеют возможность работать с настоящей промышленной электростанцией мощностью в 2,4 МВт, которая, ко всему прочему, почти полностью обеспечивает текущее вузовское энергопотребление, значительно снижая совокупную стоимость потребляемого электричества и тепла и повышая надёжность снабжения. ЮГК

Выход на новый уровень
- А как менялась конкурентная среда за это время?

- В2011-2012 годах на российском рынке активизировались крупнейшие мировые производители энергооборудования- в первую очередь я имею в виду американскую Caterpillarи немецкую MWM. Это оборудование принадлежит уже к премиум-классу и высокому ценовому сегменту. Первое время мы все оглядывались на его относительную дороговизну.

Однако рынок взрослеет, и сейчас заказчики всё больше внимания обращают на надёжность работы энергоцентров, а не на объём первоначальных затрат. Да и наша практика показывает, что постоянные простои электростанций, базирующихся на дешевом оборудовании, обходятся компаниям суммарно дороже, чем высокая первоначальная стоимость премиум-оборудования. В результате мы полностью ушли от отечественного оборудования.

- А как менялась сама компания?

-Сейчас в Группе компаний«МКС» трудится порядка 200 человек.В структуре компании -департаменты проектирования, строительства, производства, сервиса, диспетчеризации. На сегодняшний день у нас свои официальные представительства в Москве и Екатеринбурге, а совсем недавно мы открыли свой филиал и в Германии - в Мюнхене.

Главной целью немецкого представительства станет установление более тесного сотрудничества с европейскими заводами-производителями.Причина того, что мы стремимся всё делать сами, простая: качество оборудования и строительных подрядных работ, которые можно найти на открытом рынке, нас совершенно не удовлетворяет. Мы просто вынуждены выполнять все работы исключительно собственными силами, чтобы чётко контролировать качество исполнения на всех этапах.

В 2013 году мы запустили примерно 35 МВт мощностей. В 2014 году планируем поднять этот показатель до 40-50 МВт. Это составит около 25% в энергобалансе Челябинской области - внушительная цифра. Недавно мы запустили один из наших крупнейших объектов -энергоцентр для ОАО «Южуралзолото Группа Компаний». В этой работе мы выступали генподрядчиками, а оборудование поставляла компания Caterpillar. Сроки строительства этого объекта были очень сжатыми, а требуемая мощность- 16 МВт. Обычно такая генерация способна обеспечить серьезное производственное предприятие на 3 - 5 тысяч работников. Подключая данный объект, мы впервые столкнулись с федеральным диспетчерским управлением, так как мощность станции превышала 5 МВт- по закону такие объекты должны быть врезаны в общую энергосистему.И мы со всем успешно справились. Кстати, позже представители «Челябэнерго» на одной из наших совместных конференций заявляли, что энергоцентр «Южуралзолота»- это самый правильно подключенный в сеть генерирующий объект, который присутствует на всей подведомственной им территории. Значит, мы всё сделали как надо. А возвели мы эту станцию всего за три месяца.

- Видится, что вам не впервой быть первопроходцами в развитии всей отрасли!

-Так и есть: на протяжении всей своей деятельности мы фактически сами формировали рынок малой генерации в Челябинской области. Мы решали многие впервые возникающие вопросы. В 2010 году с целью внедрения и реализации программы собственной генерации в регионе я создал и возглавил Ассоциацию малой энергетики Урала. Теперь, в отличие от других областей, где развитием распределенной энергетики занимаются спонтанно и чаще всего в одиночку, мы двигаем этот вопрос сообща, структурируя его, создавая необходимые условия, общаясь с монополистами, региональной властью, помогая малому и среднему бизнесу получать более дешевую энергию. Мы проводим семинары, форумы, причем не только регионального, но и международного уровня. Привлекаем зарубежных партнеров, сотрудничаем со всемирно известными корпорациями Японии, Германии, США.

В 2013 году я был назначен на должность бизнес-омбудсмена по энергетике и естественным монополиям в Челябинской области. Это дало возможность не только работать с конкретными обращениями предпринимателей, но и выходить с законодательными инициативами на органы власти, снимать многие административные барьеры. В результате сегодня в Челябинской области сложились одни из самых благоприятных условий для развития малой энергетики. Более того, по итогам прошлого года именно Южный Урал по темпам строительства объектов собственной генерации стал бесспорным лидером в России.

г. Челябинск (головной офис)
454091, Челябинск, ул. Кирова, 159, оф.1610
Тел.: +7 (351) 222-06-36
Факс: +7 (351) 222-06-36
E-mail: mks@mks-group.ru
Skype: mks-group

Материалы по теме

Сбыт не приходит один

Игра в разгаре — правил нет

Соглашение между РАО ЕЭС России и Курганской областью подписано

Энергетики определились с планами

Меткомбинатам не хватает энергии

Еще можно договариваться