Венгерскую нефть отжали

Cургутнефтегаз (СНГ, четвертая по добыче нефтяная компания России) расстается с единственным и на редкость скандальным зарубежным активом - долей (21,2%) в венгерской нефтяной компании MOL. Покупателем выступит правительство Венгрии. Как заявил во время официальной пресс-конференции премьер-министр этой страны Виктор Орбан, договор уже подписан. Стоимость сделки - 1,88 млрд евро. Это на 480 млн евро больше, чем цена, за которую СНГ приобрел актив два года назад у австрийской OMV-Group. Чтобы сделка была завершена, до 1 сентября ее должен одобрить парламент Венгрии.

Достигнутое соглашение Виктор Орбан охарактеризовал как окончание непримиримой войны. Когда в 2009 году СНГ покупал пакет вдвое дороже рыночных котировок, его гендиректор Владимир Богданов говорил, что покупка станет «серьезной основой для начала долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества». Официально компания указывала на возможный синергетический эффект: при добыче 61 млн тонн нефти в год СНГ перерабатывает не более 20 млн тонн, а MOL специализируется именно на нефтепереработке (мощность - около 18 млн тонн в год).

Но менеджмент MOL, который де-факто контролирует ее, счел сделку попыткой недружественного поглощения, а правительство Венгрии - покушением на национальное достояние, так как MOL владеет газотранспортной системой страны, добывает, продает и перерабатывает нефть и газ. Наблюдатели тут же назвали сделку «политической», ведь Сургутнефтегаз до этого не интересовался покупкой зарубежных профильных активов и старался держать свободные средства на депозите. Наиболее правдоподобной выглядела версия о желании российского руководства получить доступ к проектной документации газопровода Nabucco - основного конкурента отечественного проекта «Южный поток».

Венгерские власти потребовали от Сургутнефтегаза дополнительной информации о владельцах компании и финансовую отчетность по международным стандартам. СНГ ее никогда не раскрывал, не обнародовал и после покупки. В ответ в устав MOL были внесены изменения, по которым акционеры, не раскрывающие конечных бенефициаров, право голоса в компании не имеют. Кроме того, венгерский регулирующий орган наотрез отказался вносить СНГ в реестр акционеров MOL. Это решение властей российская компания безуспешно пыталась оспорить в суде. Сама же MOL в эти годы демонстративно не платила дивидендов. В таких условиях ни о каком эффективном управлении пакетом акций не могло быть и речи.

В итоге Сургутнефтегаз заработал на сделке, скорее, головную боль, чем выгоду: 480 млн евро не идут в сравнение с 20 млрд долларов, которые лежат без движения на его счетах.

Дополнительные материалы:

MOL - крупнейший нефтегазовый холдинг Венгрии, который добывает около 2,16 млн тонн нефти и 3,4 млрд кубометров газа в год, имеет мощности транспортировки и хранения газа, четыре НПЗ в Восточной Европе (общая мощность - 18 млн тонн нефти в год), сеть из 1,5 тыс. АЗС. Входит в консорциум по строительству газопровода Nabucco. В России на паритетных началах с Русснефтью разрабатывает месторождения в Оренбургской области и ХМАО. Выручка в 2010 году по МСФО составила около 15,6 млрд евро, чистая прибыль - около 395 млн евро.


Материалы по теме

Иностранцев пригласили на Ямал

Заправить до полного

Нефть по капле

Наномет

Насыщение газом

Керосинщики