Ребрендинг Юревича

Ребрендинг Юревича Михаил ЮревичГубернатор Михаил Юревич всерьез задумал поменять имидж Челябинской области в глазах потенциальных инвесторов: компаниям помимо готовых участков и административного сопровождения проектов предоставят защиту от местечкового произвола. Муниципалитеты уже предупреждены - препятствия не чинить.

В июне в Троицке Челябин­ской области датская компания Rockwool International, мировой лидер в производстве негорючей изоляции на основе каменной ваты, начала строительство завода минераловатных плит. Это четвертое предприятие компании на территории России. Стоимость проекта - 50 млн долларов, будет трудоустроено 270 человек.

При прежнем губернаторе Петре Сумине (оставил должность в апреле 2010 года) объем иностранных инвестиций в нефинансовый сектор экономики региона в январе - апреле 2010 года по сравнению с тем же периодом 2009-го увеличился на 34,5% и превысил 757 млн долларов. Но как бы позитивно ни оценивали инвестполитику челябинской региональной власти до Юревича, от нового губернатора все равно будут ждать большего. Экс-бизнесмен четко представляет, какие условия необходимо создать, чтобы в область пришли новые компании. Михаил Юревич уже декларировал: он готов лично встречаться с каждым потенциальным инвестором, область вкладывается в создание привлекательных площадок и способна предоставить административное сопровождение бизнеса. Какие еще условия намерен предложить инвесторам челябинский губернатор?

- Михаил Валериевич, какие задачи вы ставите перед администрацией на ближайшее время? Какое место в них занимает инвестиционная политика?

- Мы рады любому инвестору, любому предпринимателю, который готов что-то создавать, а не заниматься перепродажей. Политика областной власти направлена на то, чтобы обеспечить комфортный климат для развития производств. Мы существенно корректируем прежние подходы. Во-первых, меняется идеология: если когда-то на инвестиции смотрели как на обычный процесс, рублем больше - рублем меньше, то теперь мы к каждому инвестпроекту подходим индивидуально, каждый будет находиться под особой защитой от административного местечкового произвола. Тем более что по-настоящему крупных проектов много не бывает. И я буду держать реализацию каждого на личном контроле.

Во-вторых, у нас есть четкая позиция в отношении муниципальных органов власти: не ставить палки в колеса потенциальным инвесторам. Во всех развитых странах бизнесу оказывают должное уважение. И в нашей стране власть должна поддерживать предпринимателей. Это, кстати, касается и правоохранительных, и надзорных структур. Если раньше перед ними стояла задача наказать, то сейчас введен целый ряд смягчающих механизмов, например сокращены ведомственные проверки предпринимателей. Мое твердое убеждение: карательные меры обращения власти с бизнесом недопустимы. Будем делать все возможное, чтобы малый бизнес развивался и никто этому не препятствовал.

- Для инвесторов также важна готовность площадок...

- Сейчас мы делаем ставку на подготовку площадок, удобных для открытия новых производств, оснащенных необходимой инфраструктурой. Составлен реестр таких участков, который будет регулярно обновляться и пополняться. И этот перечень будет доступен всем потенциальным инвесторам.

Еще одна возможность для привлечения инвестиций - возвращение в работу неиспользуемых промышленных площадей: они появились за два последних десятилетия в результате разорения предприятий. Где-то уже разместились производства или склады, но часть пустует. Все теоретически пригодные для развития бизнеса площадки должны выставляться на тендеры и аукционы для привлечения новых инвестиций.

Малый бизнес за рамками

- На какие из отраслей региональной экономики, помимо базовой металлургической, стоит обратить пристальное внимание?

- Челябинская область - регион с исторически сложившейся моноэкономикой, предприятия металлургии и машиностроения - основные налогоплательщики регионального бюджета. Но уникальность Южного Урала в том, что за последние десять лет малое и среднее предпринимательство сумело отвоевать позиции у промышленных гигантов. Этот факт подтверждается статистикой: только за прошедший год количество субъектов малого и среднего бизнеса увеличилось на 5,8%, таким образом сегодня в области работает более 134 тысячи предприятий. В этом секторе экономики занят каждый третий работающий южноуралец. Малый бизнес ежегодно увеличивает вклад в валовой региональный продукт, каждый шестой рубль, поступающий в доход консолидированного бюджета, приносят малые и средние предприятия. Соответственно экономика области становится менее зависимой от динамики цен на металл и продукцию машиностроения.

- Показатели неплохие, но этого пока недостаточно для выполнения задачи, поставленной федеральным центром - увеличить долю малого бизнеса в ВРП до 50%...

- Впереди еще много работы - работы совместной, бизнеса и власти. Пока мы отстаем от уровня, обозначенного президентом РФ Дмитрием Медведевым, нам нужен прорыв - причем как в качественном, так и в количественном отношении. Средний и малый бизнес должен выходить за рамки сферы услуг и торговли, развиваться в других отраслях, переходить на инновационный путь развития. К примеру, малые предприятия при вузах должны становиться центрами притяжения инновационных разработок. Теперь у нас в области есть возможность для реализации этой идеи: Южно-Уральский государственный университет - единственный в Уральском федеральном округе получил статус научно-исследовательского центра, и уже в ближайшее время будет готова программа его развития. Нам предстоит использовать опыт западных стран - связать науку и бизнес, коммерциализировать научные разработки.

Передать столичный опыт

- Пригодится ли вам на новой должности опыт управления столичным городом? Как вы будете выстраивать отношения с муниципалитетами?

- Опыт управления таким городом, как Челябинск - с развитой инфраструктурой, многоплановой экономикой, полезен для любого руководителя. Не понаслышке знаю, что с самыми большими трудностями предприниматели сталкиваются в правовом и организационном поле именно на уровне муниципалитета. Одно из необходимых решений - распространение на территорию всей области опыта Челябинска, где в качестве антикризисной меры срок действия аренды муниципальной земли для размещения временных некапитальных строений был увеличен с года до пяти лет. Такая система позволяет планировать финансы, брать кредиты, реже обращаться за продлением разрешения. Следствие - существенное снижение рисков возникновения коррупции. Например, в Челябинске стандартный договор заключается на пять лет, и если разрешение выдается на меньший срок, муниципалитет должен внятно обосновать причину.

Кроме того, полученный опыт подсказывает, что нужно уделять особое внимание благоустройству населенных пунктов, поддержанию чистоты и порядка, ремонту дорог, развитию системы энерго- и теплоснабжения. Для жителей важно, чтобы в бытовом плане проблем было меньше. По сути, о работе власти судят именно по тому, как выглядят города и поселки. Сейчас я объезжаю область и смотрю, в каком состоянии находятся дороги, есть ли уличное освещение, насколько чисто на улицах и во дворах. Понимаю, что в муниципальных бюджетах постоянно не хватает средств, но на элементарную уборку мусора деньги должны находиться всегда.

- После вашего прихода на пост губернатора в прессе было много разговоров о переменах в региональной элите. Как можно консолидировать усилия бизнеса и власти для решения общих вопросов?

- В целом все наши инициативы направлены на реализацию главной цели - создание максимально комфортных условий для ведения бизнеса в Челябинской области, сокращение административных барьеров и установление партнерских отношений между властью и предпринимателями. Но процесс этот должен быть обоюдным. По моему мнению, именно сейчас у бизнеса есть реальный шанс стать полноправным участником социального партнерства государства, предпринимательства и тех, кто своим трудом создает новое и нужное городу, области, стране.


Материалы по теме

Город золотой

Наш ответ Доу Джонсу

Учиться не дышать

Берем числом

Новый толковый словарь

Точки на полях