Цифровая флора

Цифровая флора

Российские программисты способны создать коммерческий продукт, востребованный на мировом рынке. При этом их фундаментальные разработки не замечают ни государство, ни научное сообщество.

В конце сентября крупнейший банк Украины «ПриватБанк» запустил в двух своих подразделениях, банках «Акцент» и «ТаоПриватБанк», программный комплекс TranzWare. Его производит небольшая магнитогорская компания «Компас Плюс», поставляющая свои разработки в два десятка стран. В 2003 году компания стала одним из победителей конкурса «Русские инновации», который организует инновационное бюро «Эксперт». Довольно необычный случай: был представлен не бумажный проект, а действующая программная платформа «Флора», на основе которой разрабатывается ПО, вполне конкурентоспособное на мировом рынке. Сейчас «Компас Плюс» продвигает новую разработку - открытую платформу RadixWare. О том, как небольшая софтверная компания из региона может создать заметный на международном уровне продукт, нам рассказали генеральный директор Юрий Колякин, главный конструктор систем Анатолий Капцан и главный конструктор систем программирования Сергей Ваганов.

- Как появился проект «Флора» и что он собой представляет?

- Начнем издалека: в России в 90-е годы информационные технологии из научной и военной сфер шагнули в производство и обыденную жизнь, вот и наша компания образовалась на базе одного из проектно-конструкторских институтов Магнитогорска. В то время мы работали в области автоматизации технологических процессов - это датчики, исполнительные механизмы, графическое отображение производственной информации и все, что с этим связано. Знаете, телевидение любит показывать пульты управления сложными промышленными установками с множеством дисплеев, на которых все мигает и движется?..

Сергей Ваганов, Анатолий Кацпан, Юрий Колякин
Сергей Ваганов, Анатолий Капцан, Юрий Колякин

Нельзя сказать, что мы начали на пустом месте: в индустрии, с одной стороны, было много инструментальных средств, облегчающих написание программ, с другой - редакторы, с помощью которых можно было рисовать на экране дисплея датчики, моторы, клапаны и другое производственное оборудование. Мы решили создать инструмент, который бы объединил эти две возможности. Тем более что это было время, когда в программировании начал широко применяться метод объектных моделей. Впрочем, он использовался только наполовину, на начальном этапе разработки, а затем все опять сводилось к простому написанию программ. Нам показалось разумным распространить метод рисования и идеологию моделирования на весь процесс программирования. И удалось это сделать - в виде «Флоры».

Однако в то время инвестиции в автоматизацию промышленного производства практически остановились. Было очень сложно получить заказ на систему автоматизации и совершенно невозможно продать инструмент программирования, которым является «Флора». Помог случай: один из коммерческих банков, обслуживающих Магнитогорский металлургический комбинат, в числе первых в стране решил выдавать зарплату, используя технологию банковских карт. Нам удалось принять участие в этом проекте, и вместо привычных датчиков и выключателей мы начали рисовать банкоматы, счета, торговые терминалы и все остальное. Тут и пригодились решения, заложенные во «Флоре».

В результате за год силами десятка человек мы с нуля написали новый продукт - процессинговую систему TranzWare. Она уже десять лет является основным продуктом нашей компании. Благодаря ей мы выжили в 90-е, приобрели известность на рынке банковских систем, вышли на международный рынок.

«Флора» стала основным инструментом создания десятков программных продуктов, входящих сейчас в нашу линейку. На сегодняшний день мы имеем более чем 15-летний опыт разработки и внедрения банковских систем, у нас почти сотня клиентов, наши продукты используются банками и процессинговыми центрами почти в двух десятках стран мира. В продуктовой линейке - более десятка программных продуктов, в том числе и таких, которые относятся к уровню корпоративных. Несколько лет назад мы занялись разработкой нового прикладного продукта - интегрированной розничной банковской системы TranzAxis RBS. Это довольно объемный и сложный проект, и мы решили, что прежде всего для него необходимо создать соответствующую новую технологическую платформу - RadixWare.

Новое поколение

- RadixWare - это своего рода идейное продолжение «Флоры»?

- Наша отрасль развивается довольно быстро: меняются сферы применения, программные средства и оборудование, и потому очень важно идти в ногу со временем. Несмотря на успехи «Флоры» и TranzWare, несколько лет назад мы решили создать новый инструментальный комплекс для разработки сложных приложений корпоративного уровня. Так получилось, кстати, что по времени успех «Флоры» и TranzWare совпал с выходом из кризиса 1998 года. Теперь мы снова выводим новый продукт в кризисное время. Действительно, RadixWare - идейное продолжение «Флоры», но только в технологическом смысле: для нового коммерческого продукта сначала создается среда разработки. Однако эта платформа сфокусирована на решении несколько иного круга задач и реализована совершенно другими средствами.

Конечно, у нас есть идеи развития собственно «Флоры», в том числе фундаментального характера. Но для этого нужны серьезные вложения, неподъемные для нашей небольшой компании. Мы пытались вывести проект на государственный или хотя бы академический уровень, что во многом было стимулировано успехом на конкурсе «Русские инновации». Но чиновники от науки не захотели даже попытаться оценить возможность реализации проектов (особенно в таких «чувствительных» областях, как оборонка и госаппарат) на базе информационных технологий полностью отечественного происхождения.

- В чем назначение и особенности RadixWare?

- Современные корпоративные системы вроде ERP, MES, CRM, процессинговых и бэк-офисных систем банков, биллинговых систем операторов связи и т.п. - это огромные программные комплексы, на разработку и развитие которых тратятся тысячи человеко-лет. Системы такой сложности и объема невозможно создать без использования специальных технологических средств, так же как невозможно сделать, к примеру, современный самолет, используя лишь молоток и напильник. Поэтому все профессиональные разработчики систем корпоративного уровня используют то, что мы называем технологической платформой. Развитая технологическая платформа обычно включает средства разработки, тестирования, отладки и сопровождения, повторно используемые компоненты, библиотеки, методологии разработки, шаблоны проектной документации и бизнес-процессов, и так далее.

Исторически сложилось так, что многие разработчики корпоративных систем создавали и использовали собственные фирменные технологические платформы. Только в последние годы все, кажется, переходят на открытые стандарты и стандарт­ные средства. Но довольно медленно и осторожно. Что, впрочем, не удивительно, если учесть объем, сложность и уровень ответственности корпоративных систем. Однако очевидно: время закрытых платформ подходит к концу, будущее за открытыми стандартами. Сейчас RadixWare в основных чертах готова, и на ней уже разработана большая часть приложений TranzAxis RBS. Недавно мы решили сделать платформу общедоступной и развивать ее в рамках open-source.

Корпоративные системы сильно различаются по функциям, архитектуре, способу построения, сопровождения, кастомизации и так далее. Вряд ли можно найти или создать такую технологическую платформу, которая с равной эффективностью подойдет для построения любой корпоративной системы. Поэтому и мы при проектировании платформы RadixWare не пытались «объять необъятное». Выбрали два базовых принципа - полноту и компактность, стараемся их придерживаться.
С одной стороны, на платформе можно реализовать цикл разработки всех компонентов прикладного продукта и поддержку его полного жизненного цикла, с другой - платформа предлагает определенные средства, инструменты, стиль, приемы, способы решения задач, возникающих при разработке и сопровождении продуктов определенного класса, но не пытается поддержать все возможные варианты. Это экономит ресурсы и время, снижает требования к квалификации прикладных разработчиков.

Сами проросли

- Насколько тяжело вам было выйти на мировой рынок?

- Иностранные рынки, включая самые отдаленные, мы осваиваем с 2000 года. Сейчас у нас есть представительства в Европе, Азии, Африке, обеих Америках и даже в Австралии. Основные сложности - не технические. Гораздо большая проблема - управленческий персонал, и дело не только в свободном владении языком. Нужно «правильное» академическое образование (которое невозможно получить в России), знание местных рынков, специфики и ментальности, обычаев делового оборота и просто наличие обширных деловых связей, репутации. На некоторых рынках даже умение играть в гольф имеет большое значение.

Но, как ни странно, помогло, наверное, как раз незнание всех этих проблем, свежесть программных решений - ведь конкурирующие западные продукты были созданы более тридцати лет назад. Нехватку опыта решаем наймом персонала, имеющего опыт работы в международных компаниях: менеджеров, продавцов и так далее. Грамотных разработчиков и в России хватает.

- А сложно ли работать в небольшом региональном городе?

- Здесь сложность одна - кадры, особенно когда нужны сотрудники для непосредственной работы на международном рынке. Приходится воспитывать, искать таланты, тратить на это силы и ресурсы, и в конце концов, отчаявшись, - привлекать к работе в компании иностранных специалистов. Но и преимущества тоже есть - стабильность коллектива, например. Уровень зарплаты основной части персонала диктуется местным рынком, так что стараемся быть конкурентоспособными в этом смысле. Применяем систему бонусов и компенсаций, существует социальный пакет, конечно. Результат - низкая (менее 3%) текучесть кадров.

- Хватает ли вашей компании собственных средств на развитие бизнеса? Как кризис отразился на ваших продажах и каковы прогнозы на вашем рынке?

- К счастью, мы никогда не пользовались заемными средствами: развивались эволюционно, за счет собственных ресурсов. Поэтому сегодня нам значительно легче других компаний, использовавших внешние заимствования или инвестиции. Но кризис, конечно, сказывается. Присутствие на многих рынках в какой-то степени обеспечивает стабильность доходов: «проседания» рынков одних регионов отчасти компенсируется активностью других. Кроме того, как известно, правительства многих стран избрали в качестве метода борьбы с экономическим кризисом массированную помощь финансовому сектору, в частности коммерческим банкам. Так что у наших клиентов проблем со средствами вроде бы нет. Кроме того, системы, которые мы им предлагаем, - инфраструктурная основа самих финансовых институтов, без которых они не в состоянии вообще обслуживать клиентов. Поэтому деньги, как правило, находят. Другое дело, что многие в связи с кризисом заморозили проекты развития.

Что касается технологических платформ вроде «Флоры» и RadixWare, то вряд ли в современных условиях возможно сделать подобные продукты коммерчески успешными сами по себе. Теоретически интерес к ним может быть со стороны проектов, находящихся под непосредственным контролем государства или представляющим интерес для оборонных предприятий, возможно - со стороны академических институтов. Но пока никаких признаков такого интереса не наблюдается.

 

Материалы по теме

Иногда нужно изобрести велосипед

Сохраняйте спокойствие

Мелкий и мягкий

Ловцы сетью

Кульманы — в музеи

Чушь собачья