Не спи спокойно

Не спи спокойно Региональные власти в 2011 году продолжат поддерживать малый бизнес, а банки возобновят его кредитование. Однако позитив оттеняет один неприятный факт - повышение налогового бремени.

Экономический спад сразил бизнес многих небольших частных компаний: в силу и объективных, и субъективных причин владельцам малых предприятий, индивидуальным предпринимателям пришлось сложнее, чем средним и крупным. Во многом это связано с тем, что тот же крупный бизнес в начале острой фазы кризиса, испытывая свои трудности, начал задерживать оплату уже сделанных заказов подрядчикам, в числе которых как раз много малых предприятий. К слову сказать, точно так же повел себя и бюджет: деньги за исполнение госзаказов малые предприниматели получили с существенной задержкой. Хорошо, если при этом у собственников не было банковских кредитов: они, по крайней мере, сохранили бизнес. А предпринимателям, вынужденным выплачивать кредит, пришлось туго. Государство, конечно, этот сегмент поддерживало: в каждом субъекте федерации применялись свои формы финансовой и консультационной помощи. Правительство Свердловской области, например, предоставляло беспроцентные компенсационные займы на оплату процентов по уже выданным банковским кредитам. Кроме того, был увеличен объем гарантийного фонда, за счет средств которого областные власти представляют малому бизнесу поручительства перед банками-партнерами. Однако эта помощь была точечной: с помощью средств бюджета невозможно поддержать все компании, по объективным причинам оказавшиеся в сложном финансовом положении. Мало того, перед властями в тот период стояла задача не только не дать разориться действующему бизнесу, но и занять работников, попавших под сокращение на крупных производствах. Поэтому значительные средства были направлены на обучение людей основам предпринимательства и предоставление грантов на открытие дела тем, кто доказал, что способен на это.

Сколько малых предприятий ушло с рынка, мы посчитаем только по итогам года. Ну а тем, кто все-таки выжил, сейчас приходится решать новые задачи: как встроиться в посткризисные реалии, восстановить дело, возобновить производство, а может, и начать новый проект. Чтобы ответить хотя бы на часть подобных вопросов, журнал «Эксперт-Урал» провел второй в этом году семинар для малого предпринимательства Свердловской области.

Знания&деньги

Максим ГодовыхНа первый вопрос повестки дня - на какую помощь от региональной власти может рассчитывать бизнес - мы просим ответить директора департамента малого и среднего предпринимательства министерства экономики Свердловской области Максима Годовых.

Департамент разработал в этом году комплексную систему развития малого и среднего предпринимательства на территории области, которая получила название «Инфраструктурного хаба». Авторы разделили процесс сопровождения на четыре этапа: подготовку, финансирование, размещение и развитие.
К каждому привязаны определенные проекты, инструменты поддержки и источники финансирования.

Задача первого блока - дать людям информацию, помочь сформировать грамотный бизнес-проект, с расчетами, цифрами и перспективами, чтобы они все-таки открыли свой бизнес. Рассказывает Максим Годовых:

- В этом году стартовали два новых образовательных проекта - Школа молодого предпринимателя и Школа управляющих инновационными проектами. Мы хотим подготовить менеджеров, которые умеют грамотно продвигать и внедрять инновационные разработки. Следующий блок - финансирование. Мы готовы помочь предпринимателям компенсировать затраты на реализацию бизнес-проектов. Для этого предусмотрено несколько форм финансовой поддержки: представление грантов на создание инновационных предприятий, обеспечение по банковским кредитам, льготные инвестиционные кредиты, субсидирование первой ставки по лизинговым договорам.

Отдельная тема проекта - собственно размещение бизнеса. Желающие уже сегодня могут воспользоваться площадями в бизнес-инкубаторах и технопарках, а также получить информацию в правительстве области о свободных офисных и производственных помещениях для аренды. «Я бы рекомендовал не рассматривать бизнес-инкубаторы как исключительно возможность арендовать помещение на льготных условиях, хотя это и важно, - акцентирует чиновник. - Бизнес-инкубатор - это прежде всего комплекс услуг (юридических, бухгалтерских, маркетинговых) для его резидентов. Кризис показал, что процент выживаемости малых предприятий в бизнес-инкубаторе гораздо выше, чем в среднем по рынку. И это потому, что рядом с ними - квалифицированные специалисты».

Последний блок - развитие бизнеса. Здесь заложены средства для компенсации затрат малых предприятий на участие в выставках, на продвижение их товаров на инорегиональные рынки, субсидирование мероприятий повышения энергоэффективности, программы производственной кооперации и так далее. «Мы на многих выставках делаем единый стенд Инфраструктурного хаба Свердловской области, на котором предприниматели могут разместить свою продукцию и услуги совершенно бесплатно. Кроме того, считаем, что для малого бизнеса очень важно наладить и поддерживать кооперационные связи с крупными компаниями, для этого в конце ноября проведем первый форум промышленной кооперации», - утверждает Максим Годовых.

Всего, по данным департамента, в этом году на поддержку проектов малых и средних предприятий области из различных источников финансирования будет привлечено порядка 2 млрд рублей.

Эпизод из жизни

К сожалению, в практике российского бизнеса нередко бывает так, что благие намерения государства в одной сфере нивелируются вредными решениями в другой. Нынче неприятные новации ждут малых предпринимателей в области налогового права.

Со следующего года совокупная ставка по страховым платежам в Пенсионный фонд, фонды обязательного медицинского и социального страхования повышается с 26 до 34%. В особенно сложной ситуации окажутся малые предприятия, которые платят налоги в специальных режимах - по упрощенной системе (УСН) и единый на вмененный доход (ЕНВД). Сейчас у них только один платеж в Пенсионный фонд, исходя из ставки 14%, который начисляется с заработной платы наемных работников. Со следующего года они будут начислять все страховые платежи на общих основаниях по ставке 34%. То есть налоговая нагрузка на фонд оплаты труда возрастет сразу в 2,4 раза. Перспективы новации рисует директор группы компаний «Налоги и финансовое право» Аркадий Брызгалин.

- Часть предпринимателей, по моим оценкам, 15 - 20%, бросят заниматься бизнесом. Вероятнее всего, перейдут работать на госслужбу, оставив в памяти «время, когда я пробовал заниматься бизнесом», как эпизод жизни. Другая, причем бо?льшая, часть ответит на непродуманные шаги в отношении бизнеса уходом в «тень». Снова вернется мода на «черный нал». Борьба с этим негативным явлением, в том числе и через разумную налоговую политику государства, привела к тому, что сейчас это удел единиц. А в 2011 году такая практика вновь может перерасти в разряд распространенных. Следствием будет спрос на фирмы-однодневки.
Я предвижу, что предприниматели станут минимизировать расходы через выплату различных необлагаемых компенсаций: сейчас их порядок либерален. Кроме того, не надо забывать, что по новым правилам на суммы дохода свыше 415 тыс. рублей в год взносы не будут начисляться вообще. Это приведет к тому, что предприниматели будут использовать следующие схемы: к примеру, два человека в компании получают сверхвысокую заработную плату, и достигнув порога в 415 тысяч, превратят свою уже необлагаемую зарплату в фонд оплаты труда для остальных.

На вопрос, что делать, Аркадий Брызгалин дает три совета: готовиться, зря не рисковать и надеяться.

Это значит, надо сесть и просчитать экономику предприятия. Законодатель до 20 декабря позволил перейти с одного режима налогообложения на другой. Например, если рентабельность бизнеса снижается, тогда есть резон перейти со схемы, при которой налог платится по ставке 6% с доходов, на схему, где объект налого­обложения определяется по схеме «доходы минус расходы», а ставка налога составляет 15%. Ведь УСН по ставке 6% целесообразно применять только при высокорентабельном бизнесе.

При этом действовать следует очень осторожно. «Я противник так называемой "кухонной оптимизации", когда предприниматели соберутся на кухне, позовут юриста-недоучку и начнут придумывать способы обмана государства. Не стоит рассчитывать на то, что налоговые органы ничего не заметят. Контроль сейчас проводится тщательно, жестко. Иногда, может, лучше переплатить, чем потом становиться объектом уголовного преследования», - предостерегает аналитик.

Последнее - надеяться: на то, что государство все-таки прислушается к аргументам экспертов, и реформа, целью которой является ликвидация дефицита Пенсионного фонда, будет как минимум отложена.

Впрочем, как пояснил следующий спикер нашего семинара - председатель Свердловского регионального отделения «Опора России» Евгений Артюх, пока надеяться особо не на что. По его словам, «Опора» подготовила не одну резолюцию, обобщающую мнения предпринимателей, не в одно министерство и ведомство написала заключения по проблемам, затрагивающим интересы бизнеса. «Со многими из них премьер-министр страны Владимир Путин согласился. Но вот по вопросу повышения уровня налогов на одном из совещаний он заявил жестко: "Решение принято и пересмотру не подлежит"».

Выход банков

Чтобы продолжить начатый в стабильные времена проект или выйти на новые рынки, нужны ресурсы. И в такой ситуации важно понять, как сейчас буду вести себя банки по отношению к этой категории клиентов. Судя по выступлениям сотрудников банков, участвующих в семинаре, банки возвращаются в этот сегмент.

- Сегодня мы выдаем ежемесячно более тысячи кредитов малому и среднему бизнесу на сумму около 500 млн рублей. Наши амбиции - увеличить этот объем в полтора-два раза, - подтверждает заместитель председателя правления СКБ-банка Евгений Павлов.

Сергей ОбразДля владельцев бизнеса важны условия. В последнее время банки снизили ставки по кредитам, однако для многих небольших предприятий ресурсы по-прежнему недоступны. У малого бизнеса, как правило, нет имущества, которое можно заложить в банке, поэтому для этой категории клиентов ключевым фактором является вопрос обеспечения. Не случайно в тучные годы на рынке появились специальные методики, позволяющие оценить состояние бизнеса такого клиента, и не брать в расчет вопрос, есть ли у него в собственности недвижимость или нет. В разгар кризиса банки практически свернули беззалоговые программы финансирования предприятий. Получить средства даже под товары в обороте стало проблематично. Сейчас банкиры говорят, что эти программы возобновляются.

- Не имея обеспечения, в Сбербанке можно получить кредит на сумму до 1 млн рублей на срок до двух лет, и мы такие заявки удовлетворяем, - объясняет директор управления продаж и обслуживания клиентов и малого бизнеса Уральского Банка Сбербанка России Сергей Образ. - При этом я на месте предпринимателей не стал бы ограничиваться изучением только таких предложений. В Сбербанке весьма разнообразная линейка продуктов, в том числе и с обеспечением: в качестве залога могут выступать не только недвижимость или оборудование, но и транспортное средство, товары в обороте, а также поручительство физических лиц, в частности учредителей предприятия. Есть масса различных программ, с помощью которых предприниматель может реализовать новый проект. Например, специальная программа на приобретение транспортной техники белорусского производства, по которой предусматривается еще и компенсация банковских процентов со стороны правительства Беларуси. Поэтому я бы советовал внимательно изучить все предложения и выбрать приемлемый вариант.

Евгений ПавловДругая распространенная претензия предпринимательства к банкам состоит в том, что банкиры не хотят выдавать кредиты под бизнес-проекты, возникшие на уже действующих предприятиях. Неправда, утверждает Евгений Павлов:

- Мы финансируем бизнес-проекты. Но только в случае, когда понимаем, что объем ресурсов, вырабатываемый действующим бизнесом, достаточен для обслуживания кредита, на который будет построен новый завод или цех.

Есть подвижки и в кредитовании старт-апов.

- Сейчас Сбербанк готовит пилотные проекты по кредитованию начинающих предпринимателей. В Уральском регионе уже в марте 2011 года он предложит новую линейку кредитных продуктов для микробизнеса, действующего от трех месяцев. Для рынка кредитования появление такого экспресс-кредита - революционный прорыв. Кредиты будут продаваться во всех точках, осуществляющих кредитование юридических лиц и предпринимателей Уральского Банка Сбербанка России (280 офисов на территории Свердловской, Челябинской, Курганской областей и Башкирии).

Встреча на семинаре показала: надеяться - все-таки стоит. Причем на живучесть малого предпринимателя. Как показывает опыт, он приспосабливается к любым ситуациям.

Материалы по теме

Учиться не дышать

Конец экономике дефицита

Сезон охоты открыт

Берем числом

Заведомо худшие условия

О пенсиях всерьез