Вся соль — в нефти

Вся соль — в нефти
 Вся соль — в нефти
 Фото: Андрей Порубов
В конце октября ведущий производитель хлористого калия ОАО «Уралкалий» (Березники, Пермский край) лишился одного из рудников — самого старого, построенного еще в 30е годы БКПРУ1. Теперь компания в срочном порядке корректирует инвестиционную программу, чтобы быстро восстановить производственные объемы.

Форс-мажор и его последствия


19 октября на первом руднике «Уралкалия» БКПРУ1 было зафиксировано увеличение притока рассолов и рост уровня сероводорода. Геологическая служба компании взяла процесс под контроль, на руднике ввели в действие план ликвидации аварии. Для изучения инцидента привлекли специалистов ведущих российских научных институтов, в сжатые сроки провели сейсмосъемку и электроразведку.

По мнению ученых, повышенный приток рассолов стал следствием разрыва водозащитной толщи в одной из неразрабатываемых частей рудника. Эта причина в течение последнего столетия привела к затоплению 80 соляных и калийных шахт в мире.

Десять дней «Уралкалий» боролся за спасение рудника. Однако 28 октября скорость притока рассолов резко возросла (превысила 1200 кубометров в час), а концентрация сероводорода увеличилась. Руководство приняло решение прекратить работу БКПРУ1 и вывести на поверхность людей, обслуживающих насосное оборудование.

В компании говорят, что запасы калийной руды на Березниковском участке, где находился БКПРУ1, близки к истощению: их хватило бы лишь на 7 — 10 лет разработки. В 2015 году рудоуправление планировали закрыть.

Тем не менее авария и затопление рудника, где добывалось до 20% калийной руды, нарушили планы «Уралкалия». В 2005 году компания произвела 5,4 млн тонн хлористого калия, в 2006м планировалось нарастить производство до 5,6 млн тонн, а в 2007м — до 6,2 миллиона. Как уже заявил гендиректор «Уралкалия» Владислав Баумгертнер, закрытие рудника приведет к потере примерно 1 млн тонн готовой продукции. По его словам, в 2007 году будет выпущено чуть более 5 млн тонн хлористого калия, на уровень 2005 года «Уралкалий» выйдет в 2008 году, планы на 2009й — 7 млн тонн готовой продукции.

Для сравнения: второй в России производитель хлористого калия — ОАО «Сильвинит» (Соликамск, Пермский край) — в прошлом году произвел 4,94 млн тонн продукции. Его цель — в течение двухтрех лет выйти на уровень 5,3 млн тонн.

Козырь «Уралкалия»


За счет каких ресурсов «Уралкалий» намерен восстанавливать объемы производства? По данным компании, возможности для расширения примерно на 200 — 300 тыс. тонн появятся после установки дополнительных флотомашин на втором рудоуправлении (БКПРУ2). В 2009 году «Уралкалий» намерен запустить вторую технологическую секцию на четвертом рудоуправлении (БКПРУ4).

Кроме того, как отмечают в компании, на БКПРУ4 будут наращивать добычу руды — с 11 до 13 млн тонн в 2007 году. Для этого «Уралкалий» закупает пять комбайновых комплексов, которые поступят на БКПРУ4 в конце этого и начале следующего года. Но спасением для компании станет строительство нового пятого рудника на Усть-Яйвинском участке Верхнекамского месторождения.

Отметим, что мировые запасы калийных солей уникальны, поэтому и число производителей удобрений ограничено. Единственные в России — «Уралкалий» и «Сильвинит». Более 20 лет назад они были частью единого комплекса, да и сегодня разрабатывают одно и то же месторождение калийных и магниевых солей — Верхнекамское (ВКМКС), второе по величине в мире. Первый ведет добычу в его южной части, второй — в центральной.    

В 2004 году «Уралкалий», работающий к тому моменту на трех участках месторождения (Березниковском, Дурыманском и БыгельскоТроицком), получил по конкурсу лицензию на разведку и добычу калийно-магниевых солей Усть-Яйвинского участка ВКМКС. Поначалу в «Уралкалии» планировали осваивать новый участок в две очереди: северную часть должно было разрабатывать БКПРУ1, а на южной собирались построить новую шахту. Однако после аварии «Уралкалий» намерен форсировать события: проектирование рудника № 5 ускорено. Объем добычи на нем, согласно лицензионному соглашению, составит не менее 8 млн тонн сильвинитовой и карналлитовой руды. Стоит отметить, что строительство новых калийных рудников в России не велось с 1982 года.

— Ввод в эксплуатацию пятого рудника позволит «Уралкалию» восполнить потери, — полагает аналитик ИК «Финам» Анастасия Сарапульцева. — Однако на строительство калийного рудника в среднем требуется порядка 5 — 6 лет. Таким образом, работа на новых мощностях Усть-Яйвинского участка начнется не ранее 2009 года. Компания уже ведет строительство второй галургической нитки на БыгельскоТроицком участке, что позволит увеличить добычу в 2008 году, но до этих пор год-полтора будет вынуждена работать на меньших мощностях.

На их век хватит


Прогнозные объемы добычи сильвинитовой руды в Пермском краеБалансовые запасы Верхнекамского месторождения, по данным управления природопользования Пермского края, составляют 20 млрд тонн. А мировые рудные ресурсы ограничены. Это дает российским производителям калийных удобрений мощное конкурентное преимущество. В 2003 — 2006 годах добыча калийно-магниевых солей постоянно росла. Так, в 2003 году, по информации управления природопользования, в рудниках «Уралкалия» и «Сильвинита» добыто 33,4 млн тонн сильвинитовой и карналлитовой руды, план на 2006 год — 44,7 млн тонн. К 2010 году калийные предприятия планируют увеличить выпуск руды до 51,4 млн тонн.

С приобретением Усть-Яйвинского участка «Уралкалий» значительно укрепил сырьевую базу. По данным компании, суммарные балансовые запасы калийных солей всех участков, прошедших госэкспертизу, составили 4273 млн тонн. При уровне добычи 27 — 30 млн тонн в год (показатель добычи 2005 года — 20,8 млн тонн) и извлечении из недр 35%, этих запасов хватит на 61 год.  

Ресурсная база «Сильвинита» несколько слабее. Предприятие разрабатывает Северную (СКРУ1) и Южную (СКРУ2) части Соликамского участка, а также Ново-Соликамский участок (СКРУ3) Верхнекамского месторождения: их суммарные запасы — 3098 млн тонн. По первому руднику промышленных запасов хватит на 20 лет, по второму — на 30 — 35 лет, по третьему — на 70 — 80 лет.

В отличие от «Уракалия», у которого есть картбланш на увеличение добычи руды, «Сильвинит» наращивает обороты за счет повышения производительности. Так, второй рудник, запущенный еще в 1973м, уже третий год работает с превышением проектной мощности, выдавая около 8 млн тонн руды ежегодно. С вводом в строй в 2008 году пятого ствола производственная мощность его увеличится до 9,2 млн тонн в год.  

Как считает Анастасия Сарапульцева, дальнейший рост объемов производства на «Сильвините» чреват падением рентабельности: компания не смогла расширить ресурсную базу, как это сделал «Уралкалий», а увеличение мощностей на уже имеющихся площадях обходится намного дороже, чем на новом участке.  

И «Уралкалий», и «Сильвинит» готовы наращивать сырьевую базу и участвовать в лицензионных аукционах. «”Уралкалий” хорошо обеспечен запасами и не испытывает острой потребности в увеличении ресурсной базы. Но мы очень внимательно смотрим за всеми новыми потенциальными проектами, и хотели бы по возможности участвовать во всех», — заявил Владислав Баумгертнер. По данным управления природопользования Пермского края, в 2007 — 2010 годах калийщики намерены вложить в геолого-разведочные работы и мониторинг ВКМКС более 250 млн рублей.

Возможности для расширения на месторождении есть: запасов калийных солей здесь хватит на 300 лет. Но большинство участков находится в государственном резерве. На территории месторождения уже разведаны новые участки: Талицкий (запасы 0,7 млрд тонн), Палашерский (1,2 млрд тонн), Балахонцевский (0,4 млрд тонн), Половодовский (3,7 млрд тонн), часть Ново-Соликамского и Остальной площади. Предполагалось, что первые четыре будут выставлены на лицензионные аукционы во втором квартале этого года. Однако ни одного аукциона не прошло. Мало того, как сообщили в Федеральном агентстве по недропользованию (Роснедра), эти участки вряд ли будут выставлены на торги в ближайшее время.

Проблема в том, что чиновники до последнего времени не могли решить 30летний спор калийщиков и нефтяников: на освоение Верхнекамского месторождения также претендует ООО «Лукойл-Пермь».

Нефть или калий


 Нефть или калий
 Фото: Андрей Порубов

Под залежами соли находится несколько месторождений нефти с доказанными запасами свыше 30 млн тонн: одно из крупнейших, месторождение им. Архангельского (запасы около 12 млн тонн), расположено под Палашерским участком, в котором как раз заинтересован «Уралкалий».

Поначалу в стране существовал жесткий запрет на добычу нефти на Верхнекамском месторождении. Но власти все-таки допустили нефтяников к разведке: на месторождении им. Архангельского пробурено пять скважин. Для «Лукойл-Перми» (среднегодовая добыча 10 млн тонн) получение новых участков жизненно необходимо: компания планирует наращивать добычу, но большая часть разрабатываемых месторождений вышла на завершающие стадии выработки. «В стратегии нашего предприятия до 2015 года важная роль отводится разведке и разработке нефтяных месторождений, находящихся на территории Верхнекамского месторождения калийных солей. Если мы получим лицензии на эти участки, то сможем в течение 2 — 3 лет обеспечить дополнительно добычу 2 млн тонн нефти в год», — уже объявил гендиректор «Лукойл-Перми» Александр Лейфрид.

Схема разработки Верхнекамского месторожденияТеперь федеральные чиновники готовы пойти навстречу «Лукойлу». В сентябре этого года замминистра природных ресурсов РФ Анатолий Темкин заявил в Перми, что до конца года состоится несколько аукционов и конкурсов на разработку участков Верхнекамского месторождения. По его словам, в первую очередь выставляться будут нефтяные участки. Он пояснил, что у калийных компаний и нефтяников разная степень готовности к работе. «Калийщикам нужно время, а нефтяники готовы сразу начать работу», — отметил Анатолий Темкин.

Отраслевые эксперты считают, что конфликтов между нефтяниками и калийщиками не избежать. «Тот, кто получит лицензию на участок первым, по закону сможет единолично решать, допускать на него когото или нет. Гораздо эффективнее было бы проводить единый аукцион для калийных и нефтяных компаний с обязательным требованием к участникам предоставить согласованный обеими сторонами план совместной разработки», — считает аналитик ИГ «Экспертиза» Сергей Конюхов.

А представитель «Сильвинита» Антон Субботин уверен, что в решении этой проблемы должен возобладать государственный подход: «В мире лишь 12 стран имеют месторождения калийных солей и, следовательно, могут производить калийные удобрения. При этом потребляют калийные удобрения более 150 стран. Именно поэтому, например, в Канаде (ведущий производитель калийных удобрений. — Ред.) на государственном уровне принят закон, запрещающий разработку любых полезных ископаемых в пределах площади месторождения калийных солей».

В Роснедрах надеются, что нефтяники и калийщики смогут договориться. Как сообщили в этом ведомстве, «Лукойл-Пермь» и «Уралкалий» разрабатывают планы будущего освоения участков. Компании уже подписали соглашение о совместной работе, сейчас стороны согласовывают технологию и методы освоения. Но от подробных комментариев все заинтересованные стороны отказываются. Как считают региональные чиновники, есть еще один вариант развития событий: если нефтяная и калийная компании не придут к компромиссу до конца года, решение вопроса будет отложено на неопределенный срок. Для «Уралкалия», нагруженного недавними проблемами, этот сценарий оптимален.

Дополнительные материалы:

Сырье Прикамья

Товарную ценность на региональном рынке определяют калийные соли (65%), магниевые соли (17%), нефть (7,5%) и каменная соль (6,5%). Удельный вес Верхнекамского месторождения калийно-магниевых и каменных солей — 88%, суммарная доля остальных учтенных видов полезных ископаемых в ценности недр не более 4,5%.

Материалы по теме

ОАО «Метафракс» (Пермский край) инвестирует в новое производство полиамида 6,5 млн евро

ФАС пугает калийщиков

Нахимичить проект

«Сильвинит» вышел на биржу

Некоторые любят потяжелее