Водка на пиво

О регулировании пивной отрасли

О регулировании пивной отрасли

В России начинается новый этап антиалкогольной кампании: крепкое пиво юридически приравнивается к алкогольным напиткам. Однако изменения вряд ли повлияют на масштабы пьянства.

В ноябре депутаты Государственной думы приняли в первом чтении поправки в закон о госрегулировании алкогольного рынка, приравнивающие крепкое пиво (с содержанием этилового спирта свыше 5%) к алкогольным напиткам. Нововведение автоматически запретит продажу такого пива в киосках и павильонах, обяжет производителей и продавцов получить лицензию и ограничить рекламу. Идея разработчиков понятна - убрать напиток из точек шаговой доступности и распространить на него ограничения, действующие на крепкий алкоголь. Однако аналитики и участники рынка уверены: нововведение не сократит объем потребления пива.

Пустые поправки

По данным Союза российских пивоваров (СРП), на пиво с содержанием этилового спирта свыше 5% сегодня приходится менее 15% рынка. Очевидно, что при распространении новшеств на столь малую долю, говорить об их антиалкогольном эффекте бессмысленно.

— На нас изменения почти не отразятся. Во-первых, доля продаж крепких сортов в компании незначительна, во-вторых, если потребитель захочет купить такое пиво, он сделает это в стационарном магазине, — подтверждает директор по продажам компании «Очаково» Владимир Ефремов. — Киоски и палатки от поправок тоже не пострадают, просто произойдет смещение спроса в сторону пива с содержанием спирта меньше 5%.

Директор по корпоративным связям и информации компании «Балтика» Алексей Кедрин скептичен и в отношении введения лицензирования:

— Федеральный закон № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» принят в 1995 году для наведения порядка на проблемном рынке крепкого алкоголя и спирта, где велика доля нелегальной продукции, произведенной без уплаты акциза (по оценке экспертов, она и сегодня составляет около 40%. — Ред.). Именно для решения этой проблемы вводилось лицензирование производства и продажи алкоголя, а также декларирование объемов на каждом этапе движения продукции. В пивоваренной же отрасли теневого оборота нет, налоги выплачиваются в полном объеме, поэтому введение этих мер бессмысленно. Последствием такого шага станет излишнее администрирование, создание предпосылок для коррупции, рост расходов участников рынка - от производителей до розничных торговцев.

Руководитель одного из заводов, пожелавший не называть себя, отметил, что введение лицензирования в пивной отрасли затруднительно с технической точки зрения:

— На предприятиях установлено разное оборудование, линии не одинаково укомплектованы, у каждого сорта свои особенности производства и т.д. Властям нужно разработать грамотные требования, а затем контролировать их соблюдение. В пивной отрасли это крайне сложно и требует больших вложений. Правда, разработчики считают наоборот: для реализации поправок дополнительные затраты бюджета не потребуются.

Помимо этого, в принятых в первом чтении поправках есть весьма подозрительные недоработки. «Пиво с содержанием этилового спирта свыше 5% будет запрещено продавать в небольших торговых киосках и павильонах. При этом на прилавках мелких торговых точек алкогольные напитки с его содержанием до 15% останутся, — объясняют в СРП. — Еще предлагается новое определение пива и напитков, изготовленных на его основе: в них можно будет добавлять спирт. То есть поправки разрешают изготовление «ерша» (смесь водки с пивом. — Ред.). Это неприемлемо с точки зрения как здоровья потребителей, так и профессиональной этики производителей пива».

Чье лобби сильнее

— Законопроект, внесенный депутатом Госдумы Виктором Звагельским, идет вразрез с поручением президента РФ Дмитрия Медведева, направленным на борьбу с алкоголизацией населения нашей страны. Если называть вещи своими именами, то документ, внесенный Звагельским, пришедшим в законодательную власть из водочной промышленности, направлен на предоставление конкурентных преимуществ производителям крепкого алкоголя и слабоалкогольных коктейлей. В случае его принятия Россию ждут серьезные изменения в структуре потребления. Акцент сместится в сторону крепких спиртных напитков. Водку станут пить чаще и больше, — уверен председатель исполнительного комитета СРП Вячеслав Мамонтов.

Позицию поддерживают и игроки. Вице-президент по маркетингу компании «Очаково» Инна Кочетова отмечает в своем блоге: «Под видом борьбы с пьянством пытаются принять закон, который приведет к однозначным результатам — росту потребления водки. Судите сами: автор и лоббист этого законопроекта Виктор Звагельский — соучредитель и руководитель фирмы "Ятъ", ТД "Подмосковные вечера" и группы компаний "Красная звезда". Водку под этими брендами все видят в магазинах ежедневно. В прошлом он занимал пост заместителя генерального директора ФГУП "Росспиртпром", то есть все рычаги давления у него остались. Не устану повторять: страшилка пивного алкоголизма — чисто маркетинговая, придуманная в первую очередь производителями крепкого алкоголя. Сравните: в России выпивают 70 литров пива на душу населения в год, а в Чехии — более 150. Австрия, Бельгия, Германия, Испания, США, Финляндия - везде пьют намного больше пива, чем в России. И нигде не говорят о пивном алкоголизме».

В пресс-службе СРП добавляют: «Пивной алкоголизм - это один из многочисленных мифов, искусственно созданных вокруг пивоваренной отрасли за последние годы. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ведущие медицинские работники говорят только об одном заболевании - алкоголизме».

Стоит отметить и неравноценную акцизную политику. С 2010 года акциз на пиво вырос в три раза, а на водку остался на прежнем уровне. Тогда инициаторы заявляли, что планируют, во-первых, увеличить выплаты в бюджет, а во-вторых, за счет роста цены пива понизить спрос. Не получилось ни то, ни другое. По данным Росстата, за три квартала 2010 года производство пива сократилось на 4,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (значит, налоговые сборы будут меньше, а на потребление мера почти не повлияла). А выпуск водки за это время вырос на 8,4%.

Правда, и пивоварам удается отстаивать свои интересы. К примеру, в начале года звучала идея о разрешении продажи пива только в стеклянных бутылках объемом 0,33 литра (на них сегодня приходится лишь 1% продукции, — данные СРП). Далеко не на каждом предприятии есть подходящие линии розлива. В итоге об ограничении забыли. Вопрос: из-за возникающих сложностей для промышленности или сомнительной эффективности, оценкой которой детально и не занимались?

Безусловно, популярность пива в России велика. По данным СРП, среднедушевое потребление в Челябинской области (лидер среди субъектов России) в 2009 году достигло 120 литров - выходит, что среднестатистический челябинец выпивает по бутылке пива почти ежедневно. За последнее десятилетие объем выпускаемой отечественными предприятиями продукции вырос в три раза. Так что же пить менее вредно — пиво или водку?

Непобедимое пьянство

Руководитель отдела НИИ психиатрии, ведущий российский эксперт в области проблем алкогольной смертности Александр Немцов отвечает категорично: «Что самое вредное в алкогольных напитках? Алкоголь. Уже то, что в водке его 40%, а в пиве в среднем лишь 4%, делает водку несравненно более вредной. Невозможно выпить такое количество пива, которое бы по количеству алкоголя было адекватно водке. Кроме того, при потреблении пива алкоголь поступает гораздо медленнее, организм имеет возможность включить целый ряд защитных механизмов. Еще в 80-е годы ВОЗ рекомендовала правительствам всех стран строить такую политику, чтобы крепкие напитки составляли 1/3 потребляемого алкоголя, 1/3 вино и 1/3 пиво. Но мы еще очень далеки от этой картины».

Структура потребления алкогольных напитков в странах Европы в пересчете на чистый спирт, в год на душу населения

Однако в Госдуме все же появились два потенциально эффективных законопроекта. Первый предусматривает введение уголовной ответственности за продажу алкогольных напитков несовершеннолетним, второй — ночной «сухой закон» в масштабах страны. Меры важные, но, конечно, без адекватной и целостной антиалкогольной политики в борьбе с пьянством не помогут и они.

Как верно отмечает Инна Кочетова, проблема России — не столько в том, что в ней много пьют, а в том, каков уровень жизни населения: «Многие пьют от отсутствия работы, досуга, многие - от полной безысходности». Повышение уровня жизни, особенно в провинции, отразится и на количестве алкоголиков.

В последнем рейтинге стран по употреблению алкоголя на душу населения, опубликованном ВОЗ в 2008 году, Россия занимает 18-е место (8,9 л спирта в год). На первых позициях Люксембург, Чехия и Эстония (свыше 12 л). Однако цифры сильно занижены. Специалисты Минздравсоцразвития РФ заявляли, что в 2008 году среднедушевое потребление в России достигло 18 литров. Но эксперты считают неточной и эту цифру, поскольку в ней не учтены теневой рынок и самогоноварение, распространенное в провинции. По данным доклада Общественной палаты, на алкоголизм в России приходится 30% мужской смертности и 15% женской.

 

Материалы по теме

Дорогая свинья

Птичье молоко

Закон бутерброда

Учиться не дышать

Больше чем печенье

А олени лучше