Передел года. Казус Системы

Конфлиут вокруг Башнефти

Конфлиут вокруг Башнефти

Изъятие Башнефти в пользу государства стало самой стремительной в истории современной России процедурой отъема бизнеса у частного инвестора. Но так же быстро заработать на новой приватизации этого актива вряд ли получится

— Как выяснилось, мы еще не завершили процесс возвращения в федеральную собственность всех акций Башнефти, находившихся в собственности АФК «Система» и ее дочерних структур, — заявил в середине декабря первый заместитель генпрокурора РФ Александр Буксман. — В частности, 2 июля этого года с лицевого счета ЗАО «Система-Инвест» по сделке РЕПО списано 4 млн обыкновенных и 87,8 тыс. привилегированных именных акций (2,66% акций. — Ред.) с обязательным возвратом их после оплаты сделки. В настоящее время акции возвращены, и их необходимо передать в собственность государства.

Заявление прокурора в очередной раз проиллюстрировало абсурдность ситуации вокруг АНК «Башнефть». 10 декабря вступило в силу решение Арбитражного суда Москвы, по которому пакет акций, эквивалентный 71,6% уставного капитала Башнефти (81,7% обыкновенных и 20,8% привилегированных), был списан со счетов АФК «Система» и ЗАО «Система-Инвест» в пользу Росимущества (подробнее о конфликте см. «Башнефть сливают государству»). На остальные акции резолюция суда, которая практически слово в слово повторяет текст иска Генпрокуратуры РФ, не распространялась. Но, как теперь выясняется, ошибочка вышла. Выходит, никто и не пытался установить, какой в точности кусок этого пирога необходимо вернуть государству, и необходимо ли вообще.

С днем юриста

Скорости, с которой суд первой инстанции рассмотрел это дело, можно позавидовать: от подачи иска до вынесения решения понадобился месяц с небольшим. Совет директоров «Системы» перестал бороться за компанию (в ее развитие АФК вложила около 230 млрд рублей без учета 2,6 млрд долларов, направленных на консолидацию акций в 2005 и 2009 годах) и не стал подавать апелляцию после того, как получил постановление московского арбитража.

Согласно мотивировочной части, суд признал незаконным отчуждение имущества предприятий ТЭК в Башкирии (большая часть из них сегодня входит в Башнефть) властями республики, так как их приватизация в 90-е годы проходила без согласования с федеральным центром, а потому все последующие сделки с ними являлись ничтожными.

Одновременно арбитраж счел необоснованными доводы «Системы» о том, что срок исковой давности по этому делу уже прошел (первая эмиссия акций предприятий проведена еще в 1995 году, Счетная палата опубликовала отчет о грубейших нарушениях при приватизации БашТЭК в 2003 году). Суд убежден: Росимущество не обязано отслеживать регистрацию и эмиссию всех ценных бумаг и контролировать результаты работы Счетной палаты; срок исковой давности фактически начался в 2014 году, когда Генпрокуратура РФ узнала о нарушениях при приватизации, то есть после возбуждения уголовных дел в отношении Урала Рахимова, сына экс-президента Башкирии Муртазы Рахимова, и основателя АФК Владимира Евтушенкова (первого обвиняют в хищении акций незаконно приватизированного Башкирского ТЭК и отмывании средств, полученных от продажи Башнефти структурам «Системы», второго — в легализации похищенных акций).

Вердикт московского арбитража звучит угрожающе: «исходя из принципа справедливости», нельзя рассматривать сроки исковой давности как способ «легализации незаконного приобретения имущества в ущерб интересам собственника, лишенного его помимо воли». Даже если акции не были «в установленном порядке закреплены за РФ», это не позволяет лишать государство имущества и «возможности защищать нарушенные права».

Мотивировка суда уже вызвала волну негодования со стороны юридического сообщества, так как идет вразрез с существующим в стране институтом исковой давности и создает опасный прецедент для бизнесменов, владеющих приватизированным в 90-е годы имуществом. Как отметил управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай, если так мерить исковую давность, она не истечет никогда.

Еще в судебном процессе «Система» апеллировала к постановлению Европейского суда по правам человека, который считает: лицо, купившее какую-то собственность, но получившее проблемы из-за ошибок властей, должно быть признано добросовестным покупателем. Кроме того, под вопросом и размер пакета акций, на который претендует Росимущество. Во-первых, часть акций Башнефти АФК приобрела у миноритариев — физических лиц. Во-вторых, активы АНК сильно отличаются от предприятий башкирского ТЭК 1990-х годов: получив контроль в 2009 году, «Система» консолидировала их на базе Башнефти и докупила новые активы (помимо Башкирии работает в Мьянме и Ираке).

«Система», однако, смирилась с тем, что ей придется отдать бизнес, приносивший свыше 50% совокупной выручки компании. У нее нет выбора: обвинения с Владимира Евтушенкова не сняты.

Единственное, что АФК решила предпринять, — попробовать взыскать убытки от потери этого бизнеса «с контрагентов и/или их правопреемников», у которых «Система» и «Система-Инвест» приобрели акции. Пока в списке потенциальных ответчиков только ООО «Урал-Инвест». Но помимо этой компании в продаже предприятий БашТЭК в пользу АФК участвовали еще три ООО: «Агидель-Инвест», «Инзер-Инвест» и «Юрюзань-Инвест». Как считалось, все они были подконтрольны Уралу Рахимову, который сейчас находится в международном розыске.

— Было известно, что там есть риски приватизации, риски налоговых претензий, криминальный шлейф, — так еще в октябре обозначил отношение к «делу Башнефти» президент Роснефти Игорь Сечин. — Но Владимир Петрович Евтушенков — очень мудрый человек, опытный предприниматель. Я думаю, он все эти риски взвешивал, когда принимал решение о приобретении. Хотя тут уместно вспомнить идиоматическое выражение о том, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке.

Зачем забрали — спросить забыли

К появлению внезапного подарка в виде одной из крупнейших ВИНК страны не были готовы ни в Росимуществе, ни в профильных ведомствах. Настрой один: продать поскорее. По мнению главы Минэнерго РФ Александра Новака, и государство получило бы доходы, и предприятие работало бы.

— Вскоре компания будет включена в план приватизации, — пообещал недавно министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, уточнив: актив должен быть приватизирован по общим правилам, а не путем покупки госкомпанией. — Башнефть нужно приватизировать, а продажу госактива другой госкомпании приватизацией назвать нельзя.

Президент Башнефти Александр Корсик заметил, что для отрасли в целом лучше, чтобы компания оставалась независимой: «В нефтяной отрасли, как и в любой другой, должно быть много игроков. Уменьшать их количество, ограничивать конкуренцию, мне кажется, неправильно».

Претендентов на актив пока не видно. Первые лица «Газпром нефти», ЛУКойла, Сургутнефтегаза поспешили заявить, что эти компании не планируют участвовать в приватизации Башнефти. Не интересна она и Роснефти, неоднократно заявлял Игорь Сечин. Российский миллиардер Геннадий Тимченко также опроверг информацию, что якобы готов претендовать на контрольный пакет акций АНК.

Руководитель Росимущества Ольга Дергунова признала, что шанс на скорую продажу невелик:

— Важно сделать оговорку. Есть майский указ, в котором зафиксирована обязанность государства до 2016 года выйти из госактивов за исключением ТЭК и отраслей ВПК. В этом смысле прямого обязательства государства не сформулировано. Накладываем на это существующие рыночные реалии: легко предположить, что на горизонте трех лет, даже если будет объявлено о возможной приватизации компании, вероятность совершения сделки крайне низка — если только что-то изменится в рыночных условиях. Поэтому правительство должно будет обсудить целесообразность и способы приватизации, а также время сохранения этого актива в руках государства.

Пока же Башнефть начинает привыкать к статусу госкомпании. Ее дивидендная политика должна стать жестче. Росимущество ожидает, что она, как и другие ГК, будет выплачивать в качестве дивидендов 25% от чистой прибыли, притом что прежде этот процент доходил до 50%. А в 2013 году выплаты достигли рекорда в 82,73 млрд рублей при чистой прибыли 46,17 млрд за счет нераспределенной прибыли прошлых лет.

Глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин выступил с инициативой предоставить «Системе» приоритетное право выкупа пакета акций Башнефти в случае его повторной приватизации. По его мнению, это подчеркнуло бы, что государство провело не национализацию нефтяной компании, а просто защищало свои права как собственника и истребовало свое имущество из чужого незаконного владения.

Но будет ли у АФК достаточно для этого сил и средств? С середины июля, когда стало известно об аресте принадлежащих «Системе» акций Башнефти, капитализация корпорации уменьшилась в 5,2 раза (примерно до 86,75 млрд рублей. Кроме того, по-прежнему существует возможность дополнительных претензий к «Системе», и брокеры закладывают их в стоимость корпорации. Помимо мотива заключения Владимира Евтушенкова, не ясна судьба дивидендов, выплаченных АНК в 2009 — 2013 годах. «Поскольку вопрос о передаче государству акций Башнефти уже практически решен, следующим шагом может стать подача ходатайства в Арбитражный суд о взыскании с АФК доходов, полученных в качестве дивидендов за время владения Башнефтью», — сообщил один из источников «Интерфакса». Ранее следствие оценивало их в 190 млрд рублей. Взыскание этих денег будет фактически означать банкротство АФК.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Григория Бирга, на скорое появление частного инвестора для Башнефти не стоит рассчитывать в принципе. В условиях действия западных санкций и низких цен на нефть будет вдвойне трудно приватизировать пакет ВИНК, ставшей государственной в ходе дела, которое, по всеобщему убеждению, крайне вредит инвестиционному климату России.

Как заметил Александр Шохин в интервью немецкой Borsen-Zeitung, в вопросе, следует ли инвестировать в Россию, дело Евтушенкова будет не единственным решающим фактором, «но в совокупности проблем это возможный спусковой механизм. Во время предвыборной кампании Путина два года назад нам казалось, что мы нашли консенсус — не трогать больше результатов приватизации. К тому же есть заключенный десять лет назад общественный договор, по которому предприниматели не вмешиваются в политику, а политики не пересматривают итоги приватизации. Теперь это соглашение ставится под вопрос».

Дополнительные материалы:
 

Подарить обещали

12 августа 1990 года в Уфе состоялся митинг, на котором председатель Верховного совета РСФСР Борис Ельцин заявил (цитата по газете «Вечерняя Уфа», 14.08.1990): «Мы не допустим ошибок союзного руководства, которое три года назад при предложении союзных республик дать им самостоятельность отказало им и этим создало национальное напряжение. Мы говорим народу Башкирии, Верховному совету: возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить. И мы согласимся с этой волей, Верховный совет России не будет ни в коем случае препятствовать. Если вы решите: недра, богатство, земля — это собственность Башкирии, значит, так оно и будет».

Спустя несколько месяцев руководство республики объявило нефтедобывающий комплекс исключительной собственностью Башкирии.    

 

Башнефть — одно из старейших предприятий нефтяной отрасли России — ведет добычу с 1932 года. Запасы нефти и ресурсная база компании расположены в трех основных нефтедобывающих регионах России: Волго-Уральской провинции, Тимано-Печоре, Западной Сибири. В промышленной эксплуатации — более 170 месторождений. Добывает более 16 млн тонн нефти в год, перерабатывает свыше
20 млн тонн. Отраслевой лидер по глубине переработки нефти (84,7%). Розничная сеть — свыше 760 АЗС (собственных и партнерских) в 23 регионах РФ. С 2009 по 2013 год выручка и чистая прибыль компании выросли примерно в четыре раза: до 17,7 и 2 млрд долларов соответственно.     

Материалы по теме

Решение московского арбитража подтолкнуло акции Башнефти к росту

Башнефть не нужна ни прежним собственникам, ни новым

«Система» отсудила у «Урал-Инвеста» 70,7 миллиарда

«Система» отсудила у «Урал-Инвеста» почти 71 млрд рублей

АФК «Система» помирилась с «Урал-инвестом»

Кто кому и почему