Летящие облака

Облачные технологии

Облачные технологии

Российский облачный рынок пока с легкостью преодолевает барьеры в виде плохих каналов связи, дефицита квалифицированных кадров, недоверия, роста стоимости оборудования и отсутствия стандартов. До 2017 года провайдеры могут нарастить выручку почти в три раза

В конце января мировые ИТ-гиганты Google и VMware подписали соглашение об интеграции некоторых сервисов Google в инфраструктуру vCloud Air. В течение 2015 года пользователям облака VMware станут доступны четыре услуги: Google BigQuery Analytics, Google Cloud Storage, Google Datastore и DNS Service. Мировые аналитики в один голос заявили: это сотрудничество — попытка остановить победное шествие Amazon и изменить структуру рынка. Сооснователь Novell Рей Нурда обозначил такую позицию термином «кооперативная конкуренция».

Соглашение пойдет на пользу обеим компаниям: VMware получит доступ к мощной инфраструктуре; Google, до этого активно осваивавшая массовый рынок, поймет, что нужно корпоративным пользователям. 

Через месяц — в начале марта — любопытный отчет выпустила компания PwC. Аналитики протоколируют: волна слияний и поглощений технологических компаний в США в 2014-м стала рекордной за последние 20 лет (последний раз такая активность наблюдалась в эпоху доткомов). По данным PwC, в 2014 году совершено 277 сделок на 161,4 млрд долларов (в 2013-м — 204 сделки на 100 миллиардов). Один из основных драйверов в области M&A — облака (переход к ним одновременно снизил объем сделок в области аппаратного обеспечения). Два других — мобильность и кибербезопасность — также тесно связаны c cloud computing. 

— Если принять во внимание почти 350 млрд долларов кэшем и ценными бумагами, которыми располагают 25 крупнейших ИТ-компаний, рекордный уровень вложений в частные инвестфонды, которые ждут случая их разместить, а также прогнозируемый рост во всех сегментах рынка, то становится ясно, что в 2015 году сделки слияния и поглощения в ИТ продолжатся, — уверен руководитель направления по ИТ-сделкам PwC Роб Фишер.
 
Внимательный читатель спросит: почему региональное издание в качестве информповода использует события, произошедшие на мировом рынке? Этому есть два простых объяснения. Во-первых, не существует уральского сибирского, поволжского и любого другого локального рынка облачных вычислений — это противоречит самой идее cloud computing. Во-вторых, если в США эта тема порождает такую, как принято говорить в ИТ-тусовке, «движуху», то ее перспективность для России однозначна.

Облачно…

В 2014 году, по оценке IDC, объем российского рынка облачных сервисов увеличился на 62,7% к 2013-му и достиг 218 млн долларов (показатель 2013/2012 — 70%). В «Кроке» говорят о двукратном приросте выручки в этом сегменте. Доходы Mango Office перевалили за 1 млрд рублей, что на 45% больше, чем в 2013-м, план на 2015-й — нарастить оборот еще на 35 — 40%. «Облака как модель оптимизации прочно вошли в нашу жизнь, — констатирует директор по продажам ГК “Хост” Андрей Завада. — После нескольких лет активных внедрений и пропаганды этих технологий найти компанию, которая бы не использовала их в своей деятельности, практически невозможно. Интенсивный способ освоения рынка сменился экстенсивным».

— В прошлом году продажи всех облачных сервисов росли, — обрисовывает ситуацию директор макрорегиона Урал и Сибирь Microsoft в России Антон Гостев. — Объясняется это тем, что облако сегодня активно используют для решения своих задач как небольшие компании и стартапы, так и крупные организации. Они модернизируют свои базы данных, трансформируя их в частное облако, или увеличивают мощность ИТ-инфраструктуры за счет ресурсов публичного.

Недавно IDC по заказу Microsoft провела опрос руководителей российских компаний. Он показал, что бизнес позитивно воспринимает возможности cloud computing. В частности, около 40% респондентов подтвердили заинтересованность в использовании облачных офисных приложений и сервисов для проведения видеоконференций. Более 30% готовы перевести в облако почту и другие виды коммуникаций, почти 30% — средства совместной работы, около 25% — CRM и BI. Эту оценку подтверждает исследование, проведенное агентством TelecomDaily, согласно которому почти половина представителей среднего и малого бизнеса (СМБ) заинтересована в постоянном использовании облачных технологий.

— Облачный рынок остается одним из быстрорастущих сегментов российского ИТ-рынка — все еще сказывается эффект «низкой базы», — добавляет первый заместитель генерального директора DataLine Алексей Севастьянов. — По нашим прогнозам, ожидаемый рост рублевой выручки компании за 2014 финансовый год в этом сегменте должен составить не менее 60%.

Единственный сектор, в котором облака пока не закрепились, — публичные сервисы для СМБ в области инженерного программного обеспечения.

— Со стороны инженерного СМБ (небольшие конструкторские бюро, «гаражные» производства) платежеспособного спроса на облачные сервисы такого рода не было, нет и в ближайшем будущем не прогнозируется, — уверен директор по маркетингу компании «Аскон» Дмитрий Оснач. — Этот вывод сделан на основе собственного опыта. Дважды мы начинали облачные проекты для малого бизнеса, которые привлекали тысячи любопытных пользователей, но не реальных покупателей. Первый — продажа системы трехмерного проектирования «Компас-3D» по модели SaaS — был запущен в 2010 году. Ежемесячный платеж составлял 4 — 5 тыс. рублей. Казалось бы, вполне доступно и разумно. Но коммерческого результата мы не получили, хотя бесплатным тестовым доступом за год работы сервиса воспользовались более полутора тысяч человек. Второй проект — облачная система управления проектированием и производством DEXMA, реализованная как web-приложение, также проработала год и была закрыта весной 2014-го из-за отсутствия покупателей. Инженерные СМБ-компании либо покупают стандартные лицензии (если есть деньги), либо пользуются пиратским софтом. Третьего не дано. Мы видим три причины сложившейся ситуации. Первая — низкое доверие к облакам в инженерной среде, боязнь отдать свою интеллектуальную собственность на сторону, потерять ее, сделать доступной для конкурентов. Вторая — низкое качество интернета. Третья причина состоит в том, что малый бизнес всегда боролся за выживание, у многих компаний в принципе не было такой статьи затрат, как ИТ. Сейчас экономическая ситуация в стране еще менее благоприятна для частного бизнеса, чем, например, два года назад.

…возможны осадки в виде фрикаделек

Год назад мы констатировали: основным сегментом облачного рынка России является IaaS (аренда виртуальной инфраструктуры, подробнее см. «Облако в шортах»). В 2014-м в этой области особых изменений не произошло. Исследование Orange и CNews Analytics показывает: доля IaaS в деньгах — 58%, SaaS (аренда софта) — 31%, PaaS (аренда платформы) — 6%. По оценке DataLine, IaaS и вовсе приносит 85 — 95% выручки. «Такое распределение долей обусловлено российской спецификой, — считает руководитель Mango Office в Екатеринбурге Александр Губа. — В США и Европе расстановка сил другая. Там на первый план выходит SaaS. Его основной заказчик — средний и малый бизнес. В нашей стране этот сектор пока не стал движущей силой экономики. Преобладание IaaS объясняется еще тем, что у нас пока не так много готовых сервисов для конечных пользователей. В России тренды диктуют крупные компании, которые используют публичные сервисы в дополнение к собственным. Подобные проекты составляют максимальный «вес» в общем объеме отечественного рынка».

То, о чем говорит Александр Губа, принято называть гибридным облаком: тренд начал формироваться в 2013-м, закрепился в 2014-м (хотя до сих пор видны некоторые расхождения в трактовке этого термина и оценках происходящего).

 — Гибридный подход вызывает все больший интерес, — замечает менеджер по развитию бизнеса Orange Business Services в России и СНГ Александр Панферов. — Большинство заказчиков не желают иметь дело с открытым сегментом виртуальной сети, к которой не прилагается фактически никаких гарантий. Крупные компании хотят видеть надежный сервис на базе одного из ЦОД, расположенных на территории России, через который могут быть предоставлены вычислительные ресурсы по требованию. Но это не публичное облако, так как уровень безопасности в нем полностью соответствует закрытым сетям клиентов, а домены разных пользователей изолированы друг от друга. Такая услуга сочетает в себе безопасность частного облака и удобство управления публичного. Таких предложений пока немного, но наличие спроса позволяет говорить об их появлении в ближайшем будущем.

Антон Гостев добавляет: «Мы констатируем рост интереса к гибридным облакам и считаем, что это наиболее вероятный сценарий развития ИТ в ближайшие несколько лет. Причем их формирование происходит в рамках долгосрочных стратегий развития инфраструктуры, а не переходной модели от внутрикорпоративного ИТ к публичному. Такой подход дает организациям возможность совместить высокую масштабируемость, низкую цену ресурсов, быстроту ввода новых мощностей с более жестким контролем данных и глубокой кастомизацией».

— Отношение к гибридным облачным решениям в России несколько иное, — отмечает руководитель группы виртуализации DataLine Михаил Соловьев. — За рубежом эта модель используется в большинстве случаев для оперативного и дешевого масштабирования ИТ-инфраструктуры. У нас к ней прибегают для решения несколько других задач. Например, в частном облаке может разворачиваться продуктивная площадка проекта с критическими приложениями, а в публичном — тестовая среда или разработка. Иногда, business-critical-часть может и вовсе оставаться «на железе», что для некоторых случаев вполне оправдано. Такое применение гибридных решений сформировалось из-за осторожного отношения к облачным технологиям, которые в России появились сравнительно недавно. Как только будет накоплен необходимый опыт, гибриды получат новое развитие.

С такой оценкой не совсем согласен Александр Губа:

— Гибридные облака популярны среди крупного бизнеса, который имеет средства на построение собственной ИT-инфраструктуры. Публичное пространство такие компании используют как поддерживающий ресурс в периоды пиковых нагрузок, не тратя деньги на покупку дополнительных серверов. Использование гибридов избавляет большие предприятия от необходимости передачи критически важных задач в публичные облака и одновременно позволяет снять ограничения по мощности собственной инфраструктуры и в области обслуживания среды. Хотя публичные облака по защищенности информации превосходят большинство частных.

С этим утверждением в свою очередь спорит руководитель направления по работе с заказчиками и партнерами в SMB-сегменте компании InfoWatch Олеся Бугаева. По данным аналитического центра компании, 68% фирм со штатом до 200 человек становятся жертвами атак, направленных на получение доступа к данным, хранящимся в облаках:

— Эти атаки направлены, как правило, на хищение информации из облачных хранилищ с целью передачи ее конкурентам, третьим лицам или использования самими сотрудниками в личных целях. Такие действия несут денежные, репутационные и организационные риски для бизнеса. В нашей практике был случай, когда сотрудник одного рекламного агентства скидывал информацию о рекламных кампаниях и бюджетах клиентов в облака и продавал их за вознаграждение конкурентам. После установки нашего решения деятельность сотрудника была выявлена и пресечена, однако бизнес уже понес убытки в виде потерянных клиентов, несостоявшихся рекламных кампаний и т.д.

Помимо обеспечения безопасности данных уральские и российские ИТ-менеджеры выделяют еще четыре ключевых вызова облачного рынка. Первый — дефицит квалифицированных специалистов. Второй — рост расходов на формирование ИТ-инфраструктуры, задействованной для предоставления cloud-сервисов, и падение доходности в долларовом выражении. Третий — отсутствие в российской практике четких стандартов (как в законодательстве, так и в профессиональных кругах). «С одной стороны, это не позволяет пользователям еще “на берегу” оценить по заданным критериям качество услуг провайдера. С другой, клиент может предъявлять любой набор требований к оператору, каждый раз субъективно определяя их достаточность или недостаточность», — замечает Алексей Севастьянов. Наконец, четвертый вызов — относительно низкое качество каналов связи в областных городах.

 Несмотря на эти барьеры, все ИТ-специалисты уверены, что рост облачного рынка продолжится. 

— Для провайдеров облачных услуг кризис — это возможность развития, — уверен руководитель направления облачных технологий, директор виртуального дата-центра «Крок» Максим Березин. — Заказчики сталкиваются с сокращением ИТ-бюджетов и параллельным ростом стоимости оборудования. Между тем им нужно оставаться конкурентоспособными: оперативно получать верную аналитику, чтобы быть в курсе текущей бизнес-ситуации, запускать новые услуги, интегрировать инфраструктуры в рамках слияний и поглощений других компаний. Без ИТ это сделать невозможно. А облака позволяют решить проблему с ресурсами здесь и сейчас, без крупных единоразовых платежей, без нагрузки на бизнес в виде капитальных затрат. Мы рассчитываем на дополнительный рост облачного сегмента из-за сложной экономической ситуации. Придать ему еще большую динамику могут поправки в закон о персональных данных, которые обязывают компании хранить информацию только на российских серверах.

Если говорить о точных цифрах, в Mango Office ставят на ежегодное увеличение на 25 — 30% вплоть до 2017-го. В Orange Business Services говорят о 42%. По прогнозу компании, в деньгах объем облачных услуг вырастет с 8,9 млрд рублей в 2014-м до 24,6 миллиарда к 2017-му.                                    

Материалы по теме

Международный Гранд Форум «Вокруг ЦОД. Вокруг Облака. Вокруг IP. Бизнес и ИТ» пройдет в Екатеринбурге

Иммунитет от бурь

Независимые тесты показали высокую оценку сервиса RUVDS

Куда уходят ЦОДы

Облако в шортах

«Облачные» решения на Урале стали популярнее в 2,5 раза