Дорогая ликвидация

Банковская сиситема. отзывы лицензий

Банковская сиситема. отзывы лицензий

Ликвидация — весьма затратная форма расчистки банковской системы для всех участников — и государства, и частного сектора

Более десяти лет процесс отзыва лицензий у банков шел в фоновом режиме: с 2003 года число банков сократилось почти в два раза. Однако с середины прошлого года интенсивность возросла: лицензии теряли около шести банков в месяц. Сейчас — уже минимум десять. За прошлый год число действующих банков сократилось на 101 (против 89 в 2014-м и 33 в 2013-м) до 733. Если соблюдать темп, к 2017 году останется 400 — 450 банков

Пока этот процесс существенного негативного влияния в целом на банковскую систему не оказывал. Лицензии теряли малые банки, крупные получали от этого выгоду: все больше представителей МСБ вели операции через них. А вот для государства, за счет которого происходит компенсация страхового возмещения вкладчикам, а также докапитализация банков, в отношении которых принято решение об оздоровлении, этот процесс весьма затратен.

В прошлом году заметно возросло не только число, но и средний размер банков-участников системы страхования вкладов (ССВ), у которых отзываются лицензии. В 2010 — 2012 годах лицензии отзывались в основном у банков с активами в 2 — 7 млрд рублей. В 2015-м страховой случай наступил в отношении 83 банков со средним размером активов 12 млрд рублей, были и банки с активами более 100 млрд рублей. 

С 2013 года страховые выплаты АСВ стабильно превышали объем поступлений (страховые взносы + возмещения по требованиям от завершенных ликвидаций). Происходило постепенное сокращение средств фонда, для пополнения которого правительство РФ и ЦБ с 2014 года регулярно делают имущественные взносы. В 2015-м АСВ по страховым случаям выплатило рекордные 369 млрд рублей, в то время как страховые взносы и возмещение по требованиям составили всего 75,7 и 39 млрд рублей соответственно. Дисбаланс между поступлениями и выплатами достиг 254 млрд рублей, для покрытия остатка средств в фонде уже не хватило: в четвертом квартале АСВ обратилось к ЦБ РФ за кредитной линией. В этом году выплата по страховым случаям может составить 470 млрд рублей. Из общего лимита 420 млрд рублей на 31 марта 2016 года выбрано 177 млрд рублей. Таким образом, если раньше компенсация по вкладам физлиц ликвидируемых банков происходила в основном за счет резерва, сформированного из поступивших ранее страховых взносов, то с четвертого квартала 2015 года выплата компенсаций по большей части финансируется государством.

В этой связи активно обсуждается вопрос о повышении страховых отчислений в АСВ (с третьего квартала этого года базовая ставка отчислений вырастет с 0,1% до 0,12%), однако даже их двукратный рост кардинально не изменит ситуацию. Кроме того, повышение взносов по сути означает, что крупные банки, на которые приходится основная часть депозитов и, соответственно, страховых взносов в АСВ, должны взять на себя большую ответственность за кредитный риск третьих лиц.

Помимо АСВ прямые издержки несет частный сектор: компании, банки, в меньшей степени физлица и ИП (они в основном размещают деньги в рамках страхового лимита АСВ) теряют средства, находившиеся на счетах ликвидируемых банков. Эти средства могли представлять или оборотный капитал, или сбережения. В первом случае это наносит ущерб операционной деятельности (есть риск того, что компания прекратит существование), а во втором — происходит сокращение инвестиций: не располагая достаточным запасом средств, компания не может осуществить капитальные инвестиции. Страдают в основном представители МСБ, поскольку крупный бизнес, как правило, держит средства на счетах в крупных банках.

По величине убытков, полученных в результате ликвидаций, частный сектор (юрлица, физлица и банки) в прошлом году опередил АСВ. По нашим оценкам, суммы новых требований, поступивших за 2015-й, за вычетом возмещения, полученного по завершенным ликвидациям, составили 401 и 334 млрд рублей для частного сектора и АСВ соответственно (грубо, это деньги, зависшие в проблемных банках). Стоит отметить, что по итогам окончания ликвидации (реализации конкурсной массы) частный сектор, требования которого попадают в основном в третью очередь кредиторов, получает около 20% от своих требований, тогда как АСВ в первой очереди — около 50% (согласно накопленной статистике по завершенным ликвидациям), то есть итоговый убыток частного сектора по требованиям, возникшим в 2015 году, может составить 321 млрд рублей, в то время как АСВ потеряет 167 млрд рублей (с учетом временной стоимости денег убыток будет выше).

Каким же может быть объем возмещения по неудовлетворенным требованиям к банкам, которые к концу 2015 года достигли 920 млрд рублей? Этим требованиям соответствуют активы ликвидируемых банков на сумму 1,8 трлн рублей, однако из них ликвидной является лишь небольшая часть (ФОР, корсчета, МБК, ценные бумаги), составляющая 296 млрд рублей. Другая часть — 1,5 трлн рублей представлена в основном ссудами (1,45 трлн рублей), а также имуществом (60 млрд рублей). Предполагая 100% возмещение по ФОР, корсчетам, ценным бумагам, 70% — по МБК, 80% — по имуществу, 10% — по корпоративным и 30% — по розничным кредитам, мы оцениваем потенциальное восстановление от реализации конкурсной массы в объеме примерно 500 млрд рублей, чего хватит лишь для частичного удовлетворения требований кредиторов первой очереди. При этом период реализации конкурсной массы может затянуться на годы, в течение которых средства корпоративных лиц и банков, зависшие в ликвидируемых банках (по нашим оценкам, 440 и 193 млрд рублей соответственно), по сути, изымаются из экономики. Для сравнения, на финансирование программы поддержки МСБ из федерального бюджета за 2005 — 2015 годы направлено всего 147 млрд рублей. Таким образом, процедура ликвидации полностью нивелировала позитивный эффект от этой программы.

Помимо прямых издержек, которые для государства связаны в основном с эмиссией денежных средств (которая образуется, когда АСВ выплачивает страховое возмещение за счет кредита от ЦБ РФ), возникает масса косвенных. Прямые потери частного сектора, чьи деньги зависли в результате ликвидации обслуживающего их банка, транслируются на весь сектор (посредством падения капитальных инвестиций, сокращения оборотного капитала, неисполнения обязательств перед поставщиками/подрядчиками), что оказывает негативное влияние на состояние МСБ и экономику в целом.   

 

Автор: Денис Порывай, старший аналитик по долговым рынкам Райффайзенбанка.

 

Материалы по теме

Банк России отозвал лицензию у югорского банка «Пурпе»

Платежный сервисный банк из Уфы лишился лицензии

Сенатор Глеб Фетисов решил выплатить долги кредиторам уфимского банка «Мой Банк. Ипотека»

Клиенты «Платежного сервисного банка» (Уфа) получат страховые суммы через три банка

Еще один банк Урала ушел с рынка — Бузулукбанк ( Оренбургская область )

Сибнефтебанк остановил операции