Спаси и сохрани

Строительство храма Святой Екатерины в Екатеринбурге

9 июля мэрия Екатеринбурга подвела итоги конкурса концепций благоустройства территории возле Театра драмы, где планируется возвести храм Святой Екатерины. Согласно техническому заданию, архитекторы должны были спроектировать в границах улиц Бориса Ельцина — продолжения улицы Боевых Дружин — Октябрьской площади — набережной Рабочей Молодежи зонированное общественное пространство, где могли бы проводиться общегородские и религиозные мероприятия, а также были бы предусмотрены места для досуга. Партнером конкурса выступило ООО «Храм Святой Екатерины». В жюри входили глава администрации Екатеринбурга Александр Якоб, вице-губернатор Сергей Зырянов, генеральный директор УГМК-Холдинга Андрей Козицын, глава Русской медной компании Игорь Алтушкин и директор Фонда святой Екатерины Александр Андреев и др. Победителем признана «Первая архитектурно-производственная мастерская». По информации СМИ, ее директор Владимир Руднев работал над реставрацией церкви Ново-Тихвинского женского монастыря вместе с автором проекта храма святой Екатерины Михаилом Голобородским.

Ранее предполагалось, что заложить первый камень в Собор Святой Екатерины у Театра драмы может патриарх Кирилл, прибывающий в Екатеринбург на празднование Царских дней.

Напомним, эпопея с возведением религиозного сооружения началась еще в 2010 году: тогда храм собирались восстанавливать на площади Труда. В 2016 году получила огласку инициатива руководителей холдингов УГМК и РМК по поводу строительства нового объекта прямо на городском пруду. В обоих случаях помешало возмущение поставленного перед фактом городского сообщества. Осенью 2017 года появился компромисс: губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил перенести храм в сквер возле Театра драмы.

Представляем позицию заинтересованных людей, публично выраженную ими в СМИ за период обсуждения.

Михаил Голобородский:

Образно говоря, наш город — это амфитеатр, арена которого — городской пруд. Поэтому логичным было предложение построить храм именно здесь. <…> Работая над проектом, я представлял плывущий по волнам корабль.                    

Евгений Ройзман, экс-мэр Екатеринбурга:

Говорю от себя: это очень крутой, дерзкий и неоднозначный проект. И появление у нас храма в подобном стиле — это декларация третьей столицы. <…> Но такие проекты всегда требуют обсуждения. Без мнения горожан заходить нельзя.  

 

Дмитрий Москвин, политолог, исследователь Екатеринбурга:

<…> 1) Губернатор области в октябре 2017 года, объявляя о переносе стройки с пруда на берег, сказал, что необходимо общественное обсуждение этой инициативы. Но до сих пор никаких форматов и площадок для этого не появилось. Диалога нет и явно не предвидится. Снова по тем же граблям.

2) Предложенные варианты демонстрируют, насколько глухи и слепы некоторые архитекторы Екатеринбурга. В прошлом году горожане протестовали против застройки пруда, были найдены и обоснованы причины, по которым пруд не должен быть видоизменен. Что мы видим в проектах? Искусственные насыпные полуострова и мосты. <…> Откуда это дикарское желание непременно наследить, вытоптать?

3) Мы до сих пор не имеем возможности пользоваться прудом и набережными из-за бесконечных строек и «благоустройств». Именно поэтому мы не сразу видим колоссальный потенциал городского пруда. А это — исторический центр города. Екатеринбург — один из немногих городов, где центром является вода, а не площадь, замок, храм. Городской пруд вместе с плотиной — единственное, что уцелело со времен основания города. Разве у нас есть право разбазарить так бездарно это наследие? Наконец, пруд — это отдых, свежий воздух, возможность гулять. Пора остановиться в этом нелепом желании закатать все в бетон и натыкать второсортных сооружений.

Я считаю, что будущее Октябрьской площади и берегов пруда должно стать предметом большой общественной дискуссии. Об этом следует говорить в рамках кампании в городскую думу. Надеюсь, и претенденты на пост главы города не постесняются публично сформулировать свое отношение.               

Татьяна Мосунова, старший научный сотрудник Свердловского областного краеведческого музея:

<…> Сейчас мы живем в том состоянии, когда местные олигархи готовы в центре города возвести храм. Они воплотят имиджевый проект, город получит архитектурный объект. Но что дальше? Наверняка вы знаете, что Храм-на-Крови десять лет был на областном балансе и только недавно передан на баланс церкви. И мне как, возможно, слишком практичному человеку кажется, что как обозначение символического капитала достаточно часовни святой Екатерины. А церковь нужна, действительно, ближе к людям — там, где нужны такие опоры: ЖБИ, Академический, другие районы. 

Артём Ислентьев, исполнительный директор ассоциации «Особые люди», в прошлом — пастор протестантской церкви:

Есть хорошее место для строительства храма — место снесенной башни. Центр города, земля принадлежит самой УГМК. Более того, там рядом есть недостроенный отель, который тоже можно, в принципе, убрать и построить церковь на его месте. 

Эдуард Кубенский, архитектор, глава издательства Tatlin:

Меня смущает, что храм все время пытаются построить в пойме реки. Еще в Византии храм ассоциируется с ковчегом — человек должен прийти туда за спасением в случае потопа; так везде пишут. Было бы здорово, если бы я, стоя в центре города и оборачиваясь вокруг себя по часовой стрелке, видел бы на всех горках, которые есть в городе Екатеринбурге, — на Вознесенской горке, Московской горке, Метеогорке — сверкающие луковки. Что касается храма святой Екатерины, то я бы предложил завод на улице Нагорной: там очень высокая точка. 

Алексей Мосин, историк, экс-зав­кафед­рой истории в Миссионерском институте Екатеринбургской епархии:

В центре города есть место, где мог бы встать такой храм. Это площадь 1905 года. Дедушку Ленина нужно поставить в парк скульптур советского времени, туда же — Якова Михайловича Свердлова, Сергея Мироновича Кирова и прочих замечательных советских персонажей. На освобожденное место поставить храм.

Кстати сказать, там стоял Кафедральный собор. Есть определенная традиция — ставить храм на месте снесенного. Более того, там есть захоронения — была традиция хоронить при храмах, иногда в самом храме; и вопрос с захоронениями мы все еще не довели до ума. Если есть желание этим заняться, можно это сделать.

И пусть храм святой Екатерины будет в центре нашего города. Но главное — это должен быть вопрос нашего общего консенсуса, мы должны друг друга убедить, что это должно быть именно так, услышать позицию церкви, самих строителей, которые хотят восстановить храм; пусть выскажутся жители города, архитекторы и градостроители. И после этого только можно принять единственно правильное решение.