Бренд по имени Солнце

Как сделать имя на пошиве спортивной формы

Как сделать имя на пошиве спортивной формы
Фотографии из личного архива Альберта Абдулова

Этимология компании BERHI связана со словом из даргинского (одного из дагестанских языков), а само направление бизнеса — с профессиональной спортивной карьерой основателя

Небольшое предприятие BERHI по пошиву спортивной формы начало работать в Екатеринбурге менее двух лет назад. Его владелец не понаслышке знает, что и для кого шьет — ведь он сам профессиональный спортсмен.

Основатель и директор предприятия Альберт Абдулов в 13 лет стал серьезно заниматься кикбоксингом. Благодаря успешным выступлениям попал в сборную России, в составе которой был до 19 лет. Является победителем чемпионатов и кубков УрФО, России, а также победителем и призером международных соревнований, получил звание мастера спорта, после чего ушел с головой в учебу и работу. Он и сейчас продолжает выступать на ринге, но больше для удовольствия и общения со знакомой средой.

Как спортсмена его интересовал вопрос: а почему мы, российская команда, выступаем в «чужой» форме.

— У нас была форма TOP TEN, Green Hill, Clinch, Adidas. Мы думали, неужели у нас такая огромная страна и нет какого-нибудь бренда вроде «Медведь» или, условно, «Три избы»? В тот момент уже замечал, думал, что это точка роста в случае, если мы будем заниматься именно производством одежды, — поделился Альберт Абдулов. — Сейчас это самое актуальное. Я начинал с оптовых продаж спортивной импортной одежды. Этих брендов в России уже нет, поэтому появилась огромная зона роста. Мы пытаемся доказать, что российская одежда ничем не хуже, а наоборот, лучше. 

Первые шаги

Выпускник Уральского государственного экономического университета (УрГЭУ) Альберт Абдулов поначалу совмещал свой маленький бизнес с работой на крупных промышленных предприятиях. После окончания бакалавриата он устроился работать в производственно-диспетчерский отдел одного из заводов города. Там приходилось взаимодействовать с производством и службами снабжения.

Далее Абдулов трудился в отделе маркетинга и продажах, заочно окончил магистратуру в УрГЭУ и отслужил в Екатеринбурге в армии в качестве спортсмена — участвовал в соревнованиях.

Свой бизнес Альберт Абдулов открыл в 2018 году. Это был магазин в одном из торговых центров, где продавалась спортивная одежда американского бренда Under Armour. Продукцию привозили прямо из США. Дела шли хорошо, и Абдулов открыл второй магазин. Собирался открыть третий, но остановился.

— Появился запрос на производство нестандартных размеров для наших местных спортсменов. Попытались сшить у партнеров какие-то образцы, но это оказалось не очень успешно. Поэтому начали потихонечку питать амбиции к созданию своего бренда одежды, разрабатывать собственную продукцию, но это казалось чем-то таким нереальным, сложным, трудным, так что свои амбиции чуть утихомирили, — вспоминает предприниматель. — В начале 2020 года, когда началась пандемия, закрылся торговый центр, где мы работали. В итоге перешли на оптовые продажи. Тогда мы снова стали шить одежду у партнеров, потому что создать свое производство казалось очень страшно. Размещали заказы в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге. Партнеры срывали сроки, а в итоге страдали мы. И пять-шесть неудачных попыток привели к тому, что я решил все-таки шить одежду самостоятельно.

Фотографии из личного архива Альберта Абдулова

Предприятие начиналось с трех швейных машинок, а первый заказ помогла получить знакомая хозяйка швейного цеха. Это были поясные сумки, которые сделали в октябре 2022 года. Сумки шили по готовому крою — это когда изделие нужно просто собрать. Цех размещался в одном помещении торгового центра на ВИЗе. Предприятие работало на таких условиях: заказчик сдает готовый крой, цех шьет и сразу получает деньги за работу.

Так и удалось накопить средства на развитие. Постепенно Абдулов докупил оборудование и арендовал еще одно помещение в этом ТЦ.

Как создавался бренд

Поначалу молодое предприятие шило продукцию для заказчиков из Екатеринбурга, но это оказалось не очень рентабельно и не давало возможностей для роста. Поэтому компания нашла другой путь — создание и развитие своей марки BERHI.

— BERHI на моем родном даргинском языке означает Солнце. Во всех религиях, у всех народов Солнце воспринимается положительно —как тепло и свет. Я решил зашить в ДНК бренда это слово. Короткое, простое, понятное, имеющее историю. К тому же наш логотип — «солнце», наш слоган: «Освещай свой путь». Мы его привязываем к «Освещай свой спортивный путь». Ты как бы солнце носишь на груди, освещаешь свой путь и побеждаешь, – поделился Альберт Абдулов. — Я семь раз пробовал зарегистрировать товарный знак, и это все не увенчалось успехом. Проблема в том, что у нас 25 и 35 классы (по Международной классификации товаров и услуг 25 класс — одежда, 35-й — реклама; управление бизнесом, организация бизнеса, прим. «Э-У»). Выбирали названия, казалось, что очень оригинальные. А нам говорили: «Занято, занято». Или могут противопоставить. Процесс очень долгий. Условно, если вы хотите называть «коробка», вам скажут: «В названии присутствует часть слова “оро”». Могут противопоставить другое название, потому что оно похоже, и Роспатент считает, что вы хотите копировать, и ты ждешь ответа месяцами. Потом решил попробовать прийти к истокам и выбрал это название.

Сейчас у предприятия действует свой товарный знак, и его пытаются продвигать. Компания делает упор на пошив своей продукции для заказчиков из спортивной среды, преимущественно единоборств: дзюдо, бокс, борьба, ММА (смешанные боевые искусства, прим. «Э-У»), кикбоксинг. При этом делается совместное брендирование одежды. На форме имеется бренд команды и BERHI.

Фотографии из личного архива Альберта Абдулова

Так зарабатывать деньги быстрее, чем продавать в розницу, поскольку реализация через магазин требует дополнительных усилий в виде рекламирования продукции, работы над узнаваемостью и репутацией. К тому же для этого нужно иметь запас денежных средств. Еще неизвестно, получится ли продать сшитые сотню костюмов, на которые, условно, потратили 500 тыс. рублей. Проще сразу сшить 20 костюмов для одного потребителя с гарантией того, что он точно купит.

Предприятие шьет сумки, спортивную одежду (костюмы, футболки, шорты, брюки и другие изделия), мерчи для компаний. В последнем направлении у Альберта Абдулова пока опыт маленький, однако он считает его интересным. В перспективе — пошив формы для представителей игровых видов спорта, а также рюкзаков и сумок. Компания обслуживает в основном заказы в Уральском федеральном округе, но уже появляются заказы и из других регионов.

Самое трудное — создание одежды

Для пошива используются турецкие, итальянские и китайские ткани. Их поставляют поставщики из Екатеринбурга.

К примеру, для пошива комбинезонов и велосипедок лучше всего походит итальянский бифлекс, для пошива трикотажа, футболок, костюмов — турецкие ткани. Шить спортивную одежду лучше из китайских материалов. С закупками тканей и ниток проблем нет. Хуже дело обстоит с фурнитурой и специальными элементами. Эту продукцию приходится заказывать индивидуально, поскольку даже в Китае не всегда есть что-то подходящее.

Закупать фурнитуру приходится в зависимости от объема заказа: чем больше нужно сшить изделий, тем дешевле обходится товар. Компания делает упор на качество изделий, что отражается на цене. Но закупка в розницу — дорогое удовольствие, поэтому в итоге приходится повышать стоимость готовой продукции. Однако есть надежда, что через год-два в России появятся свои производства тканей и фурнитуры для спортивной одежды.

Оборудование тоже из Китая — работают машины, которые рекомендовали более опытные партнеры. По словам Альберта Абдулова, примерно 70% швейных цехов в нашей стране работают на китайском оборудовании.

— У нас была машина российского производства «Аврора». Но насколько она из наших комплектующих собрана, я не знаю. При выборе оборудования есть много факторов, и один из них — ремонтопригодность. Ты можешь взять дешевую машину, но потом на нее не найдешь запчасти и не отремонтируешь, — рассказал Альберт Абдулов. — У нас есть механик, которого мы приглашаем по необходимости. Он всегда на связи. Примерно раз в месяц он приходит и осматривает все оборудование, проводит техническое обслуживание.

На аутсортинге также работают дизайнер, конструктор и раскройщик. Компания молодая, поэтому этих специалистов пока невыгодно держать на постоянной основе. Штат предприятия зависит от загруженности производства. Сначала трудились бригадир и швеи, а потом появился технолог. Альберт Абдулов вел учет, координировал работу, а сам трудился наемным работником в одной крупной промышленной компании. Но вскоре понял, что такое совмещение стало сложным, что хочет полноценно заниматься собственным бизнесом.

Швей предприятие ищет в основном через Avito, размещает рекламу в сети, сотрудничает с местными учебными заведениями, центрами занятости и даже исправительными колониями. Производство приветствует каждого, кто готов вложить свои усилия в работу. Компания сталкивается с вызовами, связанными со спецификой производственного процесса, что усложняет поиск и подбор подходящего персонала. Наблюдается тенденция изменения численности команды в зависимости от потребностей и условий рынка труда, что делает поиск квалифицированных специалистов более сложной задачей в настоящее время.

— Не все специалисты могут шить сумки и работать с тяжелыми тканями и кожей. Поэтому мы сейчас сузили это направление и шьем сумки только на заказ. Мы усиливаем направление «трикотаж», — пояснил предприниматель. — Количество привлекаемых сотрудников часто меняется, поскольку компания очень маленькая. Меняются процессы и модели, которые шьем.

Количество изделий, которое предприятие может сшить в месяц, зависит от их сложности. Можно за день сшить 15 сумок или два очень трудных в исполнении костюма. Однако дело далеко не в количестве. Компания за два года приросла контрактами. Сейчас некоторые крупные фитнес-клубы обновили гардероб, их сотрудники стали носить BERHI. Бренд компании примерили известные команды, которые занимаются единоборствами. Для Абдулова это показатель роста. Компания хочет охватить как можно больше людей — чтобы те не только занимались спортом в одежде BERHI, но и носили ее в качестве повседневной.

Предприятие не только шьет на заказ для компаний и команд, но и продает одежду через сайт, участвует в тендерах. В перспективе – наращивание продаж через маркетплейсы. Первые попытки оказались неудачными, но теперь фабрика возвращается на эти площадки.

— Маркетплейсы — это классный инструмент продаж для производственников. В чем плюс своего производства? Ты можешь посмотреть, чего не хватает или что покупают, быстро перестроиться, не стоять в очередях на контрактное производство, — подчеркнул владелец BERHI. — Маркетплейсы могут стать приоритетным каналом продаж и в сфере b2b, для клубов и команд. Торговые площадки удобны в плане доставки.

Поддержка государства

Предприятие уже два года активно пользуется услугами Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства (СОФПП), советуется по поводу мер поддержки.

Недавно благодаря фонду компания смогла представить свою коллекцию на крупном показе брендов спортивной одежды в креативном кластере «Домна» в Екатеринбурге. Среди участников показа были модели, визажисты, режиссеры. Мероприятие привлекло внимание СМИ. Таким образом СОФПП помог сделать рекламу. Продвижение – это развитие, продажи и узнаваемость.

В настоящее время Альберт Абдулов проходит обучение в акселераторе «Прорыв», где в качестве одного из его наставников выступает человек, у которого уже есть бренд и стабильно работающее швейное производство. В перспективе хотелось бы обзавестись своим помещением.

— В чем преимущество своего помещения? —задается вопросом предприниматель. — Мы не зависим от условий арендодателя и графика его работы. Свое помещение — это иные условия, большой рост и развитие. Сопоставили расходы по аренде и затраты на промышленную ипотеку и поняли, что свое помещение — это возможное решение, над которым будем работать.

5 шагов к успешному бизнесу от Альберта Абдулова

• Самое главное — желание заниматься конкретным делом. Если тебе это нравится и ты в это вкладываешь силы, время, у тебя определенно будет результат

• Пользоваться помощью людей, у которых уже есть опыт в этой сфере

• Пробовать. Любой успешный предприниматель совершает большое количество ошибок

• Команда — один из ключевых факторов успеха. Важно, чтобы у вас была синергия. Несмотря на то, получается у вас или нет, вы понимаете, к чему идете, и вместе двигаетесь

• Очень важно не обесценивать текущие результаты или маленькие победы. Как и в спорте, высокие показатели складываются из маленьких достижений, которые вырастают в большие победы.

 

Гарантия развития 

Эволюция  рынка гарантий идет в сторону упрощения и ускорения процесса выдачи, отмечает директор дополнительного офиса «Екатеринбург» СДМ-Банка Ольга Шарушинская

—   Предприятия   в этом году развиваются на фоне высоких ставок.  Как в этой ситуации, по вашим наблюдениям, бизнес управляет финансами?

 — Из-за высоких ставок сейчас бизнес предпочитает отложить финансирование длительных инвестиционных проектов, поскольку их экономическая эффективность в этих условиях вызывает сомнения.

Вместе с тем оборотное кредитование невозможно исключить из обычной жизни компаний. Высокие ставки по кредитам при этом предприятия компенсируют, повышая цены для покупателей их товаров и услуг.  Кроме того, предприятия часто используют другие финансовые инструменты, например, банковские гарантии. 

— В чем преимущества банковских гарантий, как работает этот инструмент?

 — Банковские гарантии, как правило, используются в процессе взаимодействия подрядчиков с госзаказчиками в рамках исполнения госзаказа. При этом наличие банковской гарантии возврата аванса, исполнения контракта или гарантийных обязательств по контракту является обязательным. Банки активно участвуют в предоставлении таких гарантий, и это основной вид гарантий, который сейчас присутствует на российском рынке.

Есть, конечно, и гарантии по негосударственным контрактам. В данном случае банк оценивает не только финансовое состояние исполнителя, но и платежеспособность клиента, а также другие характеристики.  Это может быть характер контракта, опыт исполнения предыдущих контрактов. И именно на основании этого анализа дает банковскую гарантию.

 Заказчик, имея такую банковскую гарантию, может быть уверен в том, что даже в случае, если исполнитель не выполнит свои обязательства по контракту перед ним, банк гарантирует возврат ему уплаченных исполнителю денежных средств.

— Какие виды гарантий пользуются наибольшим спросом в текущей экономической ситуации?

 — В настоящее время наибольшим спросом пользуются гарантии, связанные с работой в рамках госзаказа, то есть в рамках законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Спрос, конечно, связан с законодательным установлением необходимости предоставления подрядчикам по госконтрактам таких гарантий.

— Каковы результаты развития этого продукта в целом на рынке?

 — Динамика объемов выдаваемых гарантий сейчас в целом на рынке положительная. Но объем гарантийного портфеля подвержен сезонности, поскольку основная доля выдач приходится на гарантии, выдаваемые в рамках госзаказа. А заключение государственных контрактов происходит неравномерно в течение года. Как правило, осень — основной «гарантийный» сезон.

Продукт развивается активно, в первую очередь сокращается скорость предоставления банковских гарантий, например, банковские гарантии на небольшие суммы, 5-10 млн рублей, сейчас можно получить в банке и за час. Крупные гарантии, как правило, банки выдают, предварительно тщательно анализируя финансы клиента и суть контракта, и на это нужно закладывать больше времени.

— В каком направлении совершенствуется этот продукт?

 — Развитие рынка идет в сторону упрощения и ускорения процесса предоставления банковских гарантии.Это долгосрочный и устойчивый тренд. Это открывает новые возможности для всех участников рынка.