Кладовая капитана Арктики

Управление регионом

Управление регионом

Индустриальные мегапроекты на Ямале будут реализованы в заявленные сроки, несмотря на кризис и санкции

1 октября депутаты Заксобрания ЯНАО выбрали главой округа 44-летнего Дмитрия Кобылкина, занимающего пост руководителя Ямала с 2010 года. Прямые выборы губернаторов ЯНАО и ХМАО были отменены в январе этого года (кандидатов на эти посты президенту РФ представляет губернатор Тюменской области, затем глава государства вносит одобренный им список претендентов в региональные Заксобрания). Губернатора ХМАО окружная дума избрала 13 сентября: регион возглавила Наталья Комарова (на этом посту с 2010 года). Федеральный центр сделал ставку на действующих руководителей ключевых субъектов.

Еще до решения парламента было понятно, что реальных конкурентов у капитана Арктики (так на Ямале называют Кобылкина) нет. Во-первых, он зарекомендовал себя как эффективный менеджер, способный выполнять задачи, поставленные перед ним федеральным центром (майские указы президента) и населением (развитие социальной инфраструктуры). Высокие позиции в рейтингах эффективности губернаторов этому подтверждение.
Во-вторых, Кобылкин успешно контролирует социально-политическую ситуацию в регионе. В-третьих, ему удалось выстроить грамотные отношения с финансово-промышленными группами, которые представлены в ЯНАО. Главная задача на предстоящую пятилетку — реализация индустриальных мегапроектов, в которые только за последние четыре года инвестировано более 3 трлн рублей. До 2020 года эта сумма вырастет вдвое.

Губернатор рассказал «Э-У», как превратить центральную часть российской Арктики в новую точку роста экономики.

— Дмитрий Николаевич, какой перенастройки потребовала региональная экономика в период кризиса?

— Несмотря на западные негативные прогнозы, Россия и ее регионы из-за санкционной политики вовсе не пропали. Президент Владимир Путин неоднократно подчеркивал, что страна уверенно проходит через полосу трудностей, так как наша экономика накопила внутренний запас прочности. И Ямал не исключение. Да, в начале года нам тоже было непросто. Мы оптимизировали статьи бюджета, некоторые планы отодвинули на будущее. Но реализация большинства проектов перевалила за 50%, так что наше развитие — это необратимый процесс, его не остановить. Объемы добычи газа и нефти в целом стабильны, а добыча газового конденсата даже выросла на 29%. А в целом за пять лет валовой региональный продукт увеличился вдвое и сейчас приближается к отметке в полтора триллиона рублей. По ВРП на душу населения Ямал занимает второе место в стране. Удвоена доходная часть бюджета. Создано более 25 тыс. рабочих мест.

Этот кризис, как бы мы его ни ругали, России на руку. Он должен сделать нас сильной и самостоятельной страной. Можно, конечно, занять выжидательную позицию: кризис пройдет, и мы станем богаче. Не станем. Именно в сложные времена нужно думать по-новому. Антикризисные меры уже выработаны, нужны новые идеи. И одна из них — это продвижение в Арктику, потому что Арктика — это инновации, наука, промышленность. И это люди, которые умеют в тяжелейшем климате строить дороги и жилье, прокладывать трубопроводы, возводить заводы и порты. Это то, что мы можем найти у себя в России, нам не нужно за этим бежать за рубеж. Это наше преимущество.

Не имеет аналогов…

— Россия сейчас пытается заместить производство технологий и оборудования для геологоразведки в Арктике, глубоководного бурения и добычи нефти из сланцевых пород. По вашим оценкам, когда страна сможет отказаться от западного оборудования?

— Как геофизик по образованию могу сказать: мнение о том, что Россия в Арктике зависима от западного оборудования и технологий, сильно преувеличено. Мы понимаем, кому выгодно раздувать этот миф о российской беспомощности в Арктике. На самом деле, по крайней мере, в отношении бурения и добычи на арктической суше, все происходит с точностью до наоборот. Ни одна страна мира в промышленных масштабах в таких условиях ни нефть, ни газ не добывала. А Россия в лице Газпрома, например, с помощью отечественных технологий и буровых станков успешно разрабатывает Бованенковское месторождение, находящееся далеко за Полярным кругом на полуострове Ямал. Еще дальше — на северо-восточной оконечности этого полуострова — осваивает Южно-Тамбейское месторождение компания Новатэк. По заказу этого газодобытчика Уралмашзавод разработал буровую установку «Арктика», которая способна функционировать при температуре до минус 60 градусов и бурить на глубину до 6 километров. Эта установка не имеет аналогов.


"Газпром нефть" в сентябре смонтировала первый Арктический терминал для морской отгрузки ямальской нефти по Севморпути

Безусловно, есть вопросы по российскому оборудованию для работы на арктическом шельфе, они сейчас решаются на уровне правительства России. Кроме того, нашим нефтяникам и газовикам и на континентальной части Арктики пока работы хватает. Запасы углеводородов на Ямале настолько огромны, что за все предыдущие полвека их интенсивного освоения из недр была извлечена лишь десятая часть минерально-сырьевых богатств.

— Как на ЯНАО сказывается падение объемов экспорта газа?

— Если бы я сказал вам, что никак, то покривил бы душой. В то же время я бы не назвал это падение ни значительным, ни стратегическим. За девять месяцев добыча газа по России в целом опустилась на 3,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но при этом, по данным Газпрома, в третьем квартале увеличился экспорт газа за рубеж по сравнению с тем же периодом 2014-го. В сентябре объем экспорта Газпрома вообще вырос на 24%. Поэтому в оценке воздействия объемов экспорта ямальского газа на экономику ЯНАО и России в целом я бы ориентировался на длительные периоды. И с этой точки зрения, объемы по-прежнему будут расти. Потому что, во-первых, Европе как основному потребителю российского газа просто неоткуда его больше брать. Не случайно ведь принято решение о строительстве еще одного магистрального газопровода из России в Германию. Причем обе нитки «Северного потока-2» мощностью 55 млрд кубометров в год должны быть введены в эксплуатацию уже до конца 2019 года. И это, конечно, придает дополнительную устойчивость новым центрам газодобычи, которые сейчас создаются на Ямале.

…и прецедентов

— Каковы прогнозы по добыче нефти на Ямале? Как стимулировать добычу трудноизвлекаемой нефти?

— Общие запасы нефти на Ямале составляют около 5 млрд тонн, половина из них — это трудноизвлекаемые запасы. Это соотношение сохранится даже с вводом новых месторождений, в связи с завершением строительства магистрального нефтепровода «Заполярье — Пурпе — Самотлор». Вопросы добычи трудноизвлекаемых углеводородов особенно актуальны с учетом амбициозных планов увеличения объемов добычи нефти на Ямале в два раза — до 44 млн тонн. Стимулировать ее можно и нужно. Во-первых, с помощью федерального правового обеспечения экономической эффективности добычи трудноизвлекаемой нефти, льготного налогообложения. Во-вторых, за счет формирования условий для снижения издержек при добыче, создания транспортной инфраструктуры.

Всего жидких углеводородов на Ямале — 23 млрд тонн. Но основные их запасы — за Полярным кругом, в труднодоступных даже по ямальским меркам местах. Тем не менее российские компании уверенно создают новые центры нефтедобычи. Прошлой зимой, например, «Газпром нефть» морской отгрузкой нефти с Новопортовского месторождения на Ямале по Севморпути вывела на мировой рынок новый сорт нефти, который так и назвали «Новый порт». В сентябре этого года «Газпром нефть» завершила монтаж конструкции арктического терминала для круглогодичной погрузки нефти в акватории Обской губы в районе Мыса Каменного на полуострове Ямал и дальнейшей ее транспортировки морскими танкерами в Европу. Уже в следующем году это позволит увеличить объемы добычи на Новопортовском месторождении до 2 млн тонн в год, а затем — и до 8,5 млн тонн.

Одновременно компания Транснефть достраивает магистральный нефтепровод «Заполярное — Пурпе», по которому нефть с северных ямальских месторождений будет поступать в единую нефтетранспортную систему страны. Мощность нефтепровода составит 32 млн тонн в год с возможностью расширения до 45 млн тонн.

Освоение новых территорий, расположенных в экстремальных климатических зонах, необеспеченных транспортной инфраструктурой, требует значительных затрат от нефтегазовых компаний. Мы предоставляем компаниям региональные льготы, одобряем существующие льготные режимы НДПИ для месторождений полуостровов Ямал и Гыдан, шельфа и трудноизвлекаемых запасов. Ключевой проект российской Арктики — «Ямал СПГ» — без предоставленных льгот было бы сложно реализовать. Поэтому мы выступаем и за упрощение налогообложения, в основе которого лежал бы понятный принцип взимания налога с чистого дохода по единой ставке. Согласно расчетам, перевод на обложение налогом на финансовый результат добычи нефти, например, с Вынгаяхинской группы месторождений за счет повышения коэффициента извлечения позволит увеличить добычу на 68%. В результате прирост платежей в бюджет вырастет на 14%.

— Ямал делает ставку на введение новых перерабатывающих мощностей. В дополнение к действующим Вынгапуровскому газоперерабатывающему заводу и Пуровскому ЗПК будет запущен «Ямал СПГ» и Новоуренгойский газохимический комплекс. Регион повышает собственную капитализацию?

— Арктическая зона России — это многие триллионы кубометров газа и миллиарды тонн нефти и конденсата. Так предопределено природой, что Ямал останется безальтернативной топливной кладовой на многие десятилетия, если не на века. Но сейчас у Ямала, у России появляется еще одно большое крыло — это сжиженный природный газ (СПГ) в частности и переработка углеводородов в целом. Очень важный момент — налог на добавленную стоимость при переработке остается в стране. Экономика региона развивает глубокую переработку углеводородного сырья. Если раньше мы были на 100% зависимы от добывающего комплекса, то сегодня 17% объема производства составляет переработка. Новатэк увеличил мощности Пуровского завода переработки конденсата более чем в два раза, до 11 млн тонн в год. Газпром намерен ввести в эксплуатацию в Новом Уренгое крупнейший в Арктике газохимический комплекс по выпуску полиэтилена. Не за горами день, когда потребителям будет отправлен и первый танкер-газовоз с ямальским СПГ. «Ямал-СПГ» не имеет прецедентов в мировой практике. Он ежегодно будет производить 16,5 млн тонн продукции, и весь ее объем уже законтрактован европейскими и азиатскими покупателями. Проект уникален комплексностью. Одновременно с освоением Южно-Тамбейского месторождения и строительством завода в вахтовом поселке Сабетта идет строительство нового арктического морского порта, через который миллионы тонн российских грузов получат прямой выход в Мировой океан.

И строительство порта, и строительство завода, вопреки всем прогнозам, идет по графику. В этой грандиозной арктической стройке задействовано 12 тыс. человек. Объекты возводятся из модулей, которые в Сабетту доставляются по Северному морскому пути специализированными судами RED ZED. Применение модульной технологии сократит время строительства на 1,5 года, и уже к концу нынешнего года готовность первого российского арктического СПГ-завода достигнет 45%. В перспективе — создание «Ямал СПГ-2», еще нескольких проектов, которые будут реализовываться одновременно с ликвидацией инфраструктурных ограничений.

Мировой поставщик



Порт Сабетта - выход в Мировой океан по Севморпути

— Первоначально порт Сабетта был ориентирован на транспортировку сжиженного природного газа с «Ямал СПГ» и обеспечение круглогодичной навигации по Северному морскому пути. В сентяб­ре российское правительство расширило границы порта. Для чего?

— Назначение Сабетты остается прежним — быть крупнейшими морскими воротами России в центральной части Арктики. Но в его границы сейчас включен дополнительный участок акватории для обустройства Салмановского (Утреннего) нефтегазоконденсатного месторождения на Гыданском полуострове — это противоположный берег залива Обская губа. На этом участке будут расположены причальные сооружения, предназначенные для приема строительных грузов и грузов снабжения, необходимых для разработки этого месторождения. По сути, речь идет о начале создания на Ямале нового — шестого по счету, центра добычи углеводородов. Сейчас таких центров формируется пять — Бованенковский, Тамбейский и Новопортовский центры на полуострове Ямал, Мессояхинский центр нефтедобычи на северо-востоке округа, Каменномысский центр газодобычи в акваториях Обской и Тазовской губ. Причем шестой центр фактически станет базой для строительства второго СПГ-завода на Ямале той же мощности, что и первый, 16,5 млн тонн СПГ в год. Таким образом, ЯНАО окончательно превратится в одного из мировых поставщиков не только природного, но и сжиженного газа. А уникальное географическое положение позволит с одинаковым успехом поставлять его как на рынки Европы, так и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В итоге, уже к 2020 году объемы добычи газа на Ямале увеличатся на 20%, нефти — минимум вдвое, газового конденсата — на 82%.

— Открытие моста через реку Надым, самого крупного искусственного сооружения транспортной инфраструктуры на Урале и в Западной Сибири, в перспективе откроет регионам выход к Северному морскому пути. Мост — это ключевая часть транспортного проекта «Северный широтный ход». С появлением новой магистрали недропользователи охотнее станут разрабатывать месторождения, которые считались нерентабельными?

— Дело не только и не столько в недропользователях, хотя, конечно, и этот мост, и Северный широтный ход в целом окажут решающее влияние на объемы добычи полезных ископаемых, и не только в ЯНАО. По мосту через Надым уже в следующем году жители западной части региона смогут беспрепятственно выезжать по автомобильным дорогам на Большую землю. А крупные компании, малый и средний бизнес повысят свою рентабельность за счет снижения транспортных расходов и улучшения логистики. Это должно повлечь за собой снижение розничных цен.

Вкладываясь в инфраструктуру, мы превращаем Ямал в крупный логистический центр. Северный широтный ход, составными частями которого являются и мост через Надым, и автодорога от Надыма до Салехарда — это колоссальный по значимости проект. В соединении с портом Сабетта он даст регионам России уникальный шанс отправлять миллионы тонн грузов на рынки Европы, Америки и Азии. Поэтому он и получил поддержку высшего руководства страны. Утвержден паспорт проекта, сформирована грузовая база на 23 млн тонн. В финансировании присутствуют элементы государственно-частного партнерства. Северный широтный ход привлечет только в Уральский федеральный округ около триллиона рублей дополнительных инвестиций и создаст 300 тыс. рабочих мест. Проект как ледокол потянет за собой развитие многих отраслей экономики. Он повысит транспортную безопасность страны, обеспечит реализацию стратегии развития Арктической зоны России, укрепит геополитические и макроэкономические позиции России в Арктике. Этот проект обязательно будет реализован.      

Материалы по теме

Владимир Путин открыл на Ямале «Ворота Арктики»

Первый в мире ледокольный СПГ-танкер для «Ямал СПГ» спущен на воду

Новатэк ждет арктические технологии

В правительство РФ внесены документы о строительстве Северного широтного хода

На Ямале состоялась выездная сессия Форума стран-экспортёров газа

Фонд развития Дальнего Востока поможет реконструировать аэропорт в Новом Уренгое