Инвестиции, ТОСЭР!

Территории опережающего развития

Территории опережающего развития

Опыт Челябинской области показывает: территории опережающего социально-экономического развития способны привлечь в моногорода инвесторов. Но для этого помимо налоговых льгот нужны доступ к ресурсам и последовательная государственная политика

По количеству территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Южный Урал — лидер в стране: делит первое место с Татарстаном. В регионе ТОСЭР четыре: в моногородах Бакале и Верхнем Уфалее, а также в ЗАТО Снежинске и Озерске. 17 октября правительство Челябинской области отчиталось перед депутатами Заксобрания о развитии первых ТОСЭР.

Власти региона видят в этих территориях один из основных инструментов диверсификации экономики моногородов:

— Режимы ТОСЭР были созданы для того, чтобы дать толчок развитию территорий с максимальным использованием компетенций, которые у них есть. Раньше головные предприятия там формировали загруженность населения. С появлением ТОСЭР нам нужны новые, инновационные решения, — отмечает губернатор Борис Дубровский.

С 1 апреля 2018 года любой муниципалитет может претендовать на право получения статуса ТОСЭР. В министерстве экономического развития Челябинской области подчеркивают, что сейчас задача — реализовать намеченные проекты по всем четырем имеющимся ТОСЭР, чтобы область смогла получить этот инструмент для развития других моногородов. Эксперты считают, что при грамотном планировании территориального развития получение статусов ТОСЭР пойдет на пользу моногородам Челябинской области.

В промышленную площадку в ТОСЭР Верхний Уфалей планируется инвестировать до 20 млрд рублей, что обеспечит работой более 1500 местных жителей

Как это работает

Города Бакал и Верхний Уфалей получили статус ТОСЭР первыми на Южном Урале: Бакал — в марте, Верхний Уфалей — в ноябре прошлого года.

Акцент в ТОСЭР сделан на улучшении условий ведения бизнеса — резиденты получают налоговые льготы. Налог на имущество — 0% в первые пять лет, затем в течение еще пяти — 1,1% вместо 2,2%. Налог на прибыль — 0% в первые пять лет, 10% в течение второй пятилетки. Есть также особые условия по таможенным процедурам. Для предприятий, зарегистрировавшихся на территории в первые три года с момента создания ТОСЭР, на десять лет предоставляются все льготы, касающиеся социальных выплат. Резидентам помогают с решением административных вопросов, с подключением к коммуникациям. По оценке главы Бакала Андрея Зарочинцева, статус ТОСЭР дает налоговые льготы, позволяющие снизить нагрузку на бизнес примерно на 30%, а значит, уменьшить себестоимость выпускаемой продукции.

Недавно Минэк России включил в реестр резидентов ТОСЭР очередные компании — «А-Спорт» и «Природный ресурс».

Первым резидентом ТОСЭР в Верхнем Уфалее стал субъект малого бизнеса «Уфалейский трикотаж» (десять рабочих мест). «Природный ресурс» будет вторым: 56 рабочих мест; профиль — деревообрабатывающее производство (выпуск березовых бревен, хвойного пиломатериала, бруса, тарной доски); плановый объем при выходе на проектную мощность — 5,1 тыс. кубометров готовой продукции в месяц. Старт работы позволит загрузить объемами расположенный в Каслях лесозаготовительный комплекс. Среди потенциальных потребителей конечной продукции — крупные промышленные предприятия Челябинской и Свердловской областей (ОАО «ЧЭМК», АО «Серовский завод ферросплавов», ООО Лесная компания «Тетла» и другие). Третьим может стать «Уралэнергохим»: компания планирует реализовать проект создания научно-производственного предприятия, занимающегося НИОКР в энергохимической отрасли, высокотехнологичным производством систем накопления электрической энергии, иной инновационной деятельностью с акцентом на импортозамещение.

Миасс много работал на космос, теперь город машиностроителей хотел бы заниматься не менее интересными проектами

Утверждена дорожная карта по заключению соглашений еще с целым рядом резидентов ТОСЭР «Верхний Уфалей»: «Уралэлемент» намерен организовать производство щелочных марганцево-цинковых элементов, НПП «Микрон» — гранул и порошков из природного камня, ООО «Перспектива» — изделий из гранита, «НСК ТЕК» — пудр и паст для газобетона, «Эверест» — микрокальцита на базе Черемшанского месторождения мраморов, «КейЭсПиСтил» — бесшовных труб, ООО

«Уралспецсталь» — ферросплавов. Всего в промышленную площадку в Верхнем Уфалее планируется инвестировать до 20 млрд рублей, что обеспечит работой более 1500 местных жителей.

Первым резидентом ТОСЭР «Бакал» стала компания «Абсолют Дробсервис» (проект по освоению месторождения кварцитов, объем инвестиций — более 150 млн рублей, 28 рабочих мест). Проект второго резидента — ООО «Легпром» (выпуск одежды и спецодежды) — уже принес первые результаты: освоено 120 млн из общей суммы инвестиций в 593 млн рублей, создано 132 рабочих места из заявленных 250. Кроме того, «Легпром», имея гособоронзаказ, стал инициатором создания кластера специальной экипировки. По информации правительства, компания уже получает льготы по налогам и страховым взносам: за прошлый год сумма составила 7,5 млн рублей. Третий резидент Бакала, ООО «Урал-рециклинг» (производство чугуна, стали и ферросплавов, до 80 рабочих мест) с проектом опытного завода по переработке отходов металлургического производства ММК в гранулированный чугун, вышел на строительную площадку. Новенький, четвертый резидент «А-Спорт», планирует реализовать на территории Бакала инвестиционный проект по производству оборудования для уличных игровых комплексов (качелей и качалок, горок, спортивных уголков и песочниц) из древесины, бруса и фанеры. Прогнозируемый годовой оборот при выходе на максимальные производственные мощности — до 40 млн рублей в год, планируется создать 23 рабочих места. Кроме того, заключено соглашение с ООО «Вершина», которое планирует запуск еще одного производства гранулированного чугуна на отходах Бакальского рудоуправления. Другой потенциальный резидент — ООО «Гидромет» с проектом создания опытного завода по переработке техногенных отходов с извлечением редких металлов вольфрама и молибдена.

Компания «Ядерные медицинские технологии — Снежинск», потенциальный резидент ТОСЭР, с марта прошлого года ведет прием пациентов на диагностику методом позитронно-эмиссионной томографии на базе Челябинского онкологического диспансера

Инвесторы, как видим, прибывают. Хотя случаются и отказы от реализации заявленных проектов. Так, крупная китайская энергетическая компания CEEC NEPC II отказалась от строительства цементно-клинкерного завода, который планировался к запуску совместно с российским ООО «Абсолют Дробсервис». Китайских инвесторов не устроил вклад российской стороны в виде месторождения кварцитов: они потребовали в качестве инвестиций живые деньги.

Каждому резиденту дается ровно год на то, чтобы он исполнил минимальный вклад для подтверждения статуса. Бакал был первым — ему надо вложить 5 млн рублей и создать 20 рабочих мест. Для трех территорий, получивших статус позже, — это 2,5 млн руб­лей и десять рабочих мест за первый год.

Зато ЗАТО

ТОСЭР «Озерск» и «Снежинск» созданы в Челябинской области 9 февраля этого года. Напомним, присвоение нового статуса этим территориям стало возможным благодаря подписанному президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2017 года закону, который устранил коллизию, создающую ограничения для закрытых территорий, включенных в перечень моногородов. Ранее порядок создания ТОСЭР не распространялся на ЗАТО, которые одновременно являются моногородами, из-за чего они не могли получить преференции, полагающиеся территории опережающего социально-экономического развития. С инициативой принятия нового закона активно выступал губернатор Челябинской области Борис Дубровский. По его поручению и при значительной поддержке государственной корпорации Росатом (города присутствия — Озерск, Снежинск и Трехгорный) вопрос прорабатывался с федеральным правительством, а также с депутатским корпусом Госдумы РФ.

— Это, безусловно, удача, но удача хорошо подготовленная в результате совместных пошаговых действий правительства Челябинской области, Госкорпорации «Рос­атом», наших коллег из федерального Минэкономразвития, муниципальных властей и руководства градообразующих предприятий. Это решение важно для жителей городов и тех инвесторов, которые готовы приступить к реализации проектов в статусе резидентов ТОСЭР, — прокомментировал Борис Дубровский долгожданное решение. Постановлениями определены границы обеих территорий и виды экономической деятельности, при которых там действует особый правовой режим предпринимательства, а также минимальный объем капиталовложений резидентов. В ТОСЭР будет применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная правом Евразийского экономического союза. Создание инфраструктуры будет финансироваться за счет внебюджетных источников.

По оценке Минэкономразвития России, создание ТОСЭР «Снежинск» обеспечит привлечение около 5 млрд рублей инвестиций, будет создано более 900 рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды составят около 3,3 млрд рублей. Прогноз по ТОСЭР «Озерск»: более 8,5 млрд рублей вложений, 29 инвестиционных проектов, более 1 тыс. рабочих мест, около 2,7 млрд рублей налоговых поступлений.

В закрытых городах планируется развивать альтернативную энергетику, ядерную медицину, ядерные технологии обработки продукции, искусственный интеллект и робототехнику, производство оборудования для нефтегазодобывающих предприятий. Часть земель в ЗАТО — в федеральной собственности, но инвесторам готовы предоставить льготы по аренде. Также льготные налоговые ставки будут действовать для земель, находящихся в муниципальной собственности.

— ТОСЭР «Снежинск» и «Озерск» будут точками роста Челябинской области, где возникнут новые кадры и новые производства, — надеется первый замминистра экономического развития региона Ирина Акбашева.

В кабмине Челябинской области делают ставку на размещение в ТОСЭР дочерних структур Росатома. 13 августа в реестр резидентов ТОСЭР «Снежинск» включена СТК «Развитие»: планируется создание производства специальных машин и оборудования с общим объемом инвестиций 48,7 млн рублей (30 новых рабочих мест). В «Атом-ТОР», специализированную управляющую компанию госкорпорации, направлены документы потенциального резидента «УГК-Холдинг» для заключения соглашения об осуществлении деятельности. Другие потенциальные резиденты: Снежинский завод специальных электрических машин, НТЦ «Приводная техника», «ПТ-Сервис», «Ядерные медицинские технологии — Снежинск».

В Озерск собирается резидентом Озерская трубная компания с производством полимерных композиций на основе модифицированных полиолефинов. Там же новые возможности для себя рассматривают НТЦ «Атлант» (выпуск нестандартного категорийного оборудования), АО «Финансы и кредит» (производство гидроксида алюминия), «СТР-Тернадо» (механосборочное производство оборудования для металлообработки), «СилКаМ» (создание производства изделий из углеграфитовых материалов).

Основные проблемы реализации проектов в ТОСЭР «атомных» городов упираются сегодня в сроки согласования документов с ГК «Росатом»: по регламенту они составляют около полугода. Это касается передачи резидентам (управляющей компании) земельных участков и недвижимого имущества на праве собственности или аренды; регистрации дочерних компаний; финансирования проектов, планируемых к реализации на базе создаваемых дочерних компаний. Вывод: для обеспечения эффективного функционирования ТОСЭР в ЗАТО необходима организация более тесного взаимодействия с управляющей компанией «Атом ТОР».

В этой связи напомним: 19 января по итогам совещания в Озерске, посвященного вопросам создания и функционирования ТОСЭР в ЗАТО Челябинской области, генеральный директор ГК «Росатом» Алексей Лихачев дал поручения о разработке программы размещения и развития новых производств и компетенций ГК «Росатом» с учетом компетенций градообразующих предприятий, а также о проработке возможности размещения в этих ТОСЭР проектов, связанных с развитием передовых технологий и привлечением внешних инвесторов. Позже на имя гендиректора Росатома Алексея Лихачева было направлено обращение по вопросу реализации проектов в ЗАТО Челябинской области. Пока ответа на обращение и информации о выполнении поручений у областного кабмина нет.

Миасс на паузе

Заявка на пятый ТОСЭР — в Миассе — отправлена в кабмин РФ. В случае ее одобрения в моногороде второй категории, имеющем, по оценке специалистов экономического блока челябинского правительства, риски ухудшения социально-экономического положения, будет запущено производство интеллектуальных цифровых изделий, электрического оборудования, машин и автотранспортных средств, а также современное металлургическое производство. Уже есть около 20 потенциальных участников ТОСЭР, общая сумма инвестиций ожидается в объеме 3,7 млрд рублей. Планируется создать 2 тыс. рабочих мест.

При этом аналитики акцентируют внимание на наличии уже подготовленных площадок для производств. Ряд машиностроительных проектов готов к запуску, как только будет создана ТОСЭР: в Миассе сконцентрированы серьезные компетенции в машиностроении. Региональные власти полагают, что статус ТОСЭР позволит снизить риски, связанные с ухудшением финансово-экономических показателей градообразующего предприятия — автомобильного завода «Урал». Новые проекты создадут дополнительный сбыт для УралАЗа, поскольку часть из них касается выпуска спецтехники, в том числе на базе комплектующих завода. Также есть проекты, предполагающие кооперацию с УралАЗом.

Миасс — туристическая жемчужина Южного Урала, и ряд проектов заявлен в этой сфере. К примеру, инвесторы планируют реконструировать лагерь «Звездный»: объект выкупили структуры, связанные с группой компаний «Ламинарные системы» (Москва), на его базе они намерены создать туристический комплекс европейского уровня.

По словам заместителя губернатора Челябинской области Руслана Гаттарова, в Миассе уже сейчас большое количество малого и среднего технологичного бизнеса. В экономическом блоке правительства региона полагают, что развитие местного бизнеса за счет ТОСЭР, а также эффект от создания туристического кластера сделают муниципалитет яркой точкой на карте региональной экономики. Однако…

Правительство РФ наложило неформальный мораторий — новые заявки на получение статуса ТОСЭР не принимаются.

— Рабочая группа по развитию и диверсификации экономики моногородов одобрила нашу заявку по Миассу, мы прошли согласование с Минюстом, со всеми федеральными отраслевыми министерствами… Вопросов к заявке нет, — говорит первый замминистра челябинского Минэка Ирина Акбашева. — Есть вопрос со ссылкой на протокол премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, чтобы не торопиться с раздачей новых статусов ТОСЭР, пока не доказана экономика уже созднных, а их в РФ более 70.

Открыли дверь и ждем

В июле премьер-министр Дмитрий Медведев обсуждал работу по развитию ТОСЭР на Алтае. Власти надеются, что присвоение статуса ТОСЭР позволит диверсифицировать экономику проблемных моногородов, снизить зависимость от градообразующих предприятий, привлечь в ближайшие десять лет около 160 млрд рублей инвестиций. Но есть опасения, что эффективность ТОСЭР будет нулевой, как у не оправдавших себя ранее особых экономических зон (ОЭЗ). В прошлом году правительство досрочно прекратило деятельность восьми ОЭЗ из 33. На их создание с 2005 года направлено 186 млрд рублей, а налоговых и таможенных платежей получено только на 40 миллиардов.

Резюме экспертов можно представить так. ТОСЭР — инструмент работающий, но точечный, а не массовый: у моногородов абсолютно разные проблемы, напоминает главный научный сотрудник Лаборатории социального развития Академии народного хозяйства и госслужбы Наталья Зубаревич. Преференций, законодательной базы и административных условий в рамках ТОСЭР в целом достаточно, полагает профессор кафедры прикладной экономики ВШЭ, директор Института стратегического анализа Игорь Николаев. Но институт нужно переформатировать, чтобы учесть местную специфику и специфику отраслей. Кроме того, адаптировать закон к потребностям не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, говорят эксперты.

— Территории с особым статусом сами по себе являются системным институтом повышения инвестиционной привлекательности отдельно взятой территории, там предусмотрены неплохие льготы, чтобы инвестор, который размещает производство, становился более конкурентоспособен, — считает зампред комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка, директор АНО «Центр мониторинга развития промышленности» Илья Сёмин. — Но инвестора не надо ждать, его надо искать, вести адресные, точечные переговоры, и это будет давать эффект. И речь не только об иностранных инвесторах. Часто не обращают внимания на компании, которые действуют в этом же регионе или в соседних. С ними нужно вести разговоры. Здесь важно качество работы управленческой муниципальной команды, региональных властей.

Многие эксперты говорят о том, что привлекать инвестора только под налоговые льготы крайне сложно. Чтобы зайти на территорию, ему нужен готовый участок с необходимыми коммуникациями. Отсутствие сформированных площадок под промпроизводство — одна из ключевых проблем, над которой успешно работают сегодня в моногородах Южного Урала.

— Хотя территории опережающего развития пока не действуют в той мере, в какой ожидалось, подобные локализованные участки территорий с особым налоговым или таможенным режимом должны существовать, — уверен завкафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС Владимир Климанов. — Желательно провести упорядочивание этих территорий. Можно пойти по пути облегчения административных нагрузок, а также упорядочить имеющиеся формы поддержки резидентов и применять их активнее. Такие меры могли бы заинтересовать потенциальных инвесторов.

— Чтобы ТОСЭР действительно отвечали задачам развития страны, надо субъектам, которые участвуют в этих территориях или могут прийти на них, предоставить доступ к ресурсам развития — физическому, человеческому и природно-ресурсному капиталу. Освоение этих видов ресурсов может осуществляться только при доступе к финансовому капиталу. То есть любая работа должна авансироваться. И авансовый капитал является определяющим условием развития тех территорий, которые требуют решения этой задачи в опережающем ключе, — подчеркивает главный научный сотрудник Института экономики РАН Олег Сухарев. — Кроме того, необходимо оценить имеющийся задел, ресурсы на территории

— Панацеей для всех моногородов ТОСЭР не станут, но в большинстве регионов они работают успешно, — итожит Илья Сёмин. — Нужно понимать, что они не дают сиюминутного эффекта. Это работа на несколько лет, и очень важно ее не сворачивать.   

Материалы по теме

Первый резидент ТОСЭР в Верхнем Уфалее

В ТОСЭР «Верхний Уфалей» будут производить микрокальцит

В Челябинской области запущена новая линия по производству молотого мрамора

Кыштымский медеэлектролитный завод модернизирует производство

Европа идет в Малую Сосновку

16 челябинских моногородов могут претендовать на статус ТОСЭР