Да будут деньги

Проблемы электросетевого комплекса Уральского региона

Проблемы электросетевого комплекса Уральского региона

За снижением производства автоматически последует снижение потребления электроэнергии. Следствием станут падение выручки, чистой прибыли и уход электросетевого комплекса в минус, опасается новый генеральный директор ОАО «МРСК Урала» Сергей Дрегваль

С 18 ноября решением совета директоров генеральным директором ОАО «МРСК Урала» (входит в Россети) утвержден Сергей Дрегваль, до этого руководивший ОАО «Оборон­энергосбыт». Несмотря на сложные времена в экономике, компанию он принял в неплохом состоянии: выручка в 2014 году ожидается до 60 млрд рублей против 57 миллиардов в прошлом, чистая прибыль — 1,5 млрд рублей, что в пять раз больше, чем в 2013-м (354 млн рублей). Сергей Дрегваль заметил, что считает хорошие финансовые показатели результатом работы менеджмента компании, в Россетях МРСК Урала сегодня среди лучших компаний.

Не пережимая

— Сергей Георгиевич, какой стиль руководства применим при управлении такими структурами, как МРСК Урала? Какие приоритеты вы ставите?

— Исходя из чужого опыта, полагаю, что такими компаниями обычно управляют в очень жестком стиле. Тут обычен руководитель такой, знаете, как скала. Я себя к скалам не отношу. У меня в предыдущих компаниях всегда был довольно демократичный стиль управления. Это от самого человека зависит. Я бы очень хотел, чтобы и в данном случае все было без пережимания гаек.

— Какие крупные инвестпроекты предстоит реализовать компании?

— На этот год планировалось капвложений на 7,3 млрд рублей. Масштабным будет ввод в эксплуатацию в конце года подстанции 110/10 кВ «Титан», она станет ключевым источником питания будущих промышленных объектов ОЭЗ «Титановая долина». В следующем году компания сохранит объем инвестиционной программы. На территории Среднего Урала в Нижнесергинском районе предстоит ввести в работу подстанцию 110/10 кВ «Звездная» для электроснабжения нового известкового завода. Это крупнейший совместный российско-бельгийский инвестиционный проект компании Lhoist («Луаст») по производству извести с 2016 года.

Еще один пункт инвестиционной программы следующего года — строительство электросетевой инфраструктуры для подключения ТЭЦ «Академическая» в Екатеринбурге, которая даст в 2016 году тепло и электроэнергию юго-западной части города. Кроме этого, МРСК Урала повысит надежность электроснабжения Полевского энергоузла — реконструирует подстанцию 35/6 кВ «Верхняя Сысерть». На территории Прикамья главным инвестиционным проектом станет ввод в работу подстанции 110/10 кВ «Кочкино».

Всеобщее внимание будет приковано к проектам в инвестиционной программе, связанным с подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Так, энергетикам предстоит подключение главного объекта чемпионата — Центрального стадиона. Специалисты компании построят электросетевую инфраструктуру, которая обеспечит выдачу запрашиваемой мощности модернизированного спортивного объекта в размере 11 МВт.

— Какова должна быть инвестиционная программа холдинга, чтобы остановить рост износа основных фондов?

— Износ электросетевого оборудования по МРСК Урала составляет 70%. Энергетика Урала старая, все строилось очень давно. Акцент в инвестиционной политике компании будет смещен со строительства новых объектов на реконструкцию и техническое перевооружение действующих. Мы строим новые объекты, ряд которых зачастую используется не в полной мере, а старые между тем продолжают ветшать. Деньги не то чтобы зарываем, но иногда расходуем без учета изменившейся ситуации в отрасли.

Нужно добиться, чтобы темпы прироста износа были ниже темпов реконструкции и технического перевооружения, нужно опережать, чтобы снижать процент износа существующих фондов.

Подстанция "Анна"

Выпало — поднимем

— Каков круг наиболее острых проблем электросетевого комплекса региона?

— Существенные проблемы связаны с уходом потребителя «последней мили». Напомню: с января «последняя миля» была отменена в 63 регионах, у нас она осталась только на Южном Урале. А с 1 июля 2017 года будет отменена и там: регион в списке очередных 16-ти на отмену. Ликвидация «последней мили» ведет к падению выручки распределительных сетей. Достаточно болезненное решение принято на фоне целого ряда других проблем распредсетей, в том числе значительных изменений в правилах техприсоединения. Неплохих показателей, с которых мы начали разговор, МРСК Урала удалось добиться за счет усиления финансовой устойчивости, в частности совместной работы с тарифными органами регионов присутствия компании по компенсации экономических последствий ухода потребителей «последней мили», реализации программ по управлению издержками и эффективностью.

Другая проблема — повышение ставок по кредитам при глубокой зависимости от них отрасли. Мы не можем не кредитоваться, у нас существенный кредитный портфель, потому что обеспечение надежности энергоснабжения стоит на первом месте. А ставки, скорее всего, будут повышаться.

Требует внимания еще одна сложная ситуация. Единый тарифный орган Челябинской области пытается нас подвигнуть на соглашение по RAB-регулированию, отличное от наших представлений. Мы пытаемся сохранить в регионе имеющиеся условия RAB (Челябинская область в 2012 году отменила на полгода RAB-регулирование Челябэнерго во избежание роста цен на электроэнергию. Для ограничения роста тарифов этого филиала МРСК Урала он переведен с метода доходности инвестированного капитала на долгосрочную индексацию тарифов с сохранением минимального уровня инвестиций. — Ред.). Пока не нашли консенсус, работаем над этим в ходе переговоров.

Есть и проблема возврата дебиторской задолженности по некоторым предприятиям. Самый крупный должник — Челяб­энергосбыт: больше 700 млн рублей дебиторки. Для нас это существенные деньги. Но мы не банк, чтобы кредитовать предприятие наших коллег.

— Не планируете отключать должников?

— Будут использованы все разрешенные законодательством способы возврата. В любом случае каждому нашему должнику мы предлагаем для начала мягкую программу реструктуризация задолженности. Понятно, что деньги сегодня имеют одну цену, а завтра уже совершенно другую. Кроме того, мы вынуждены кредитоваться, ставки растут, у нас нет возможности бесконечно раздувать свой кредитный портфель. Да и  эти проценты не все заложены в тарифное решение. Поэтому все допустимые меры будут применяться по мере нарастания долга: для начала — переговоры, потом — реструктуризация, после — все остальное. Полагаю, прав Анатолий Чубайс: нерешаемые проблемы с дебиторкой только в тех компаниях, где слабый менеджмент.

— А как вы намерены устранять проблему выпадающих доходов?

— Нам нужно их возвращать, это миллиарды рублей. Особенно это касается «последней мили». Механизм по закону один — компенсация, наша цель — добиться ее получения. Для этого нужно доказать регулирующему органу наличие у нас выпадающих доходов. Это тяжелый путь. На самом деле обычно регулятор идет нам навстречу: выпадающие доходы должны, конечно, компенсировать. Но когда и в полной ли мере — пока неизвестно.

Вообще «последняя миля» — конечная штука, когда-нибудь ее не будет. Это завуалированное перекрестное субсидирование промышленностью потребителя-население. На самом деле мы понимаем, что стоимость электроэнергии для населения пока кратно ниже ее себестоимости. То есть, если по полной выставить населению счета за электроэнергию, она обойдется ему в два, три, а где и в четыре раза дороже. Представляете, сейчас добавить еще и это: социальная реакция будет очень тяжелая.  Поэтому власти пытаются этот переход к плате по себестоимости отодвинуть во времени.

— За счет чего ожидаете роста прибыли?

— Во-первых, программа снижения административно-управленческих расходов на 15% предполагает экономию сотен миллионов рублей. Во-вторых, планируем снижение затрат по закупкам, это тоже существенный объем. Плюс отложенная компенсация наших выпадающих доходов по «последней миле»: например, в этом году к нам поступила компенсация предыдущего периода и приятно повлияла на показатели прибыли.

— Какие проблемы возникли у МРСК Урала из-за санкций?

— К нам напрямую санкции не применяли. Но косвенно, через падение рубля и проблемы с кредитованием из-за того, что у нас закрыт рынок заграничных денег, санкции ударяют по нашей промышленности. Если будет снижение производства, автоматом пойдет снижение потребления электроэнергии и, как следствие, — снижение выручки, падение чистой прибыли и уход в минус электросетевого комплекса. Вот этого я опасаюсь. И очень надеюсь, что вся эта история быстро закончится.

— Какова доля сетевой составляющей в конечной стоимости электроэнергии, в чеке потребителя? И на перспективу: если не увеличение, то какие источники инвестирования вы видите в этих сложных условиях для электросетей?

— Наш доход — это тарифы. Только тарифы, в основном тарифы. Рост тарифов ограничен регулятором, поэтому тут мы высоко не прыгнем. Прочие источники не влияют на нашу экономику коренным образом. Например, больше 90% технического присоединения приходится на льготников, которые тоже приносят нам выпадающие доходы. Они, конечно, компенсируются в будущем. Но мы сегодня должны потратить свои деньги, а потом нам когда-нибудь что-нибудь, может быть, вернут. Сокращаем издержки, снижаем объемы инвестпрограммы — это печальный путь, надеюсь, больше не пойдем им никогда.

Конечная стоимость  электрической энергии в потребительском чеке примерно на треть, до 40%, состоит из стоимости самого товара — то есть электроэнергии, приобретаемой на оптовом рынке. Она разная в разных ценовых зонах: первая зона — Европа, Урал; вторая — Сибирь. До половины стоимости товара доходит стоимость его транспортировки по сетям. Так уж вышло, что это дорого. Все остальное, единицы процентов, это сбытовая надбавка энергосбытовой компании и стоимость так называемой прочей инфраструктуры: услуг системного оператора, совета рынка и так далее. В стоимости передачи две составляющие: по сетям ФСК и по сетям региональных сетевых компаний.

В среднем сетевая составляющая на содержание сетей ОАО «МРСК Урала» всего 11,6% от конечного тарифа. Если брать усредненный показатель тарифа по трем регионам, то речь идет о 2,6 руб./кВт•ч. То есть наша составляющая — 30 копеек за кВт•ч.

— Будет ли увеличиваться сетевая тарифная составляющая МРСК Урала на следующий год?

— Конечно, рост, пусть небольшой, единицы процентов, будет в любом случае. Работа электросетевой компании в отношении формирования тарифа очень болезненна для всех потребителей. Но иначе у нас не будет денег на поддержание сетей в надлежащем состоянии. Электроэнергия — как воздух: пока не перекроешь, все думают, что это само собой разумеющееся. Чтобы свет был всегда, без перерывов и без аварий, нужны деньги.

Дополнительные материалы:

Межрегиональная распределительная сетевая компания Урала — оператор, осуществляющий транспорт электроэнергии по сетям 0,4 — 220 кВ и технологическое присоединение потребителей к электросетям на территории Свердловской, Челябинской областей и Пермского края.

Занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электроэнергии в регионах присутствия. По количеству условных единиц оборудования занимает 55% рынка коммунальной энергетики, по величине полезного отпуска до конечного потребителя — 65%.

В составе три филиала (Свердловэнерго, Челябэнерго и Пермэнерго) и две профильных дочерних и зависимых компании (ОАО «Екатеринбургская электросетевая компания», ОАО «Екатеринбургэнергосбыт»).   

 

«Последняя миля» — участок сетей, к которым непосредственно подключен потребитель. По сути, схема перекрестного субсидирования, при которой крупные потребители, подключенные к магистральным сетям Федеральной сетевой компании, оплачивают не только ее тариф, но и тарифы распределительных сетей, услугами которых не пользуются. Для этого МРСК берут «последнюю милю» в аренду у ФСК. Механизм повышает цену электроэнергии для крупных предприятий, но позволяет понижать тарифы для остальных.   

 

Партнер проекта:     

Материалы по теме

ГП или пропал

Простота процедуры

Энергетики — за максимальную прозрачность

«Роскоммунэнерго» лишили статуса Гарантирующего поставщика

Падать или подниматься

ЕС ввел жесткие санкции, которые коснутся уральских предприятий и проектов