Время синих воротничков

Образование

Образование

Кризис поднял спрос на продукт средних специальных учебных заведений и на рынке труда, и на рынке образования. Правильно выбранная образовательная стратегия способна обеспечить колледжи — студентами, выпускников — работой, предприятия — подготовленными кадрами

Опрос, проведенный Центром изучения рынка труда УрГЭУ в октябре 2015 года среди старшеклассников и их родителей в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени, показал: около 70% выпускников решили поступать в вуз, 21% — в колледж или техникум, остальные сделают выбор одновременно со сдачей ЕГЭ. То, что каждый пятый выпускник отдает предпочтение среднему специальному образованию, можно считать прорывом: это втрое больше, чем в 2009 году, и почти вдвое больше, чем в 2012-м (7% и 11% соответственно). Что означает новый тренд для рынка труда и образования?

Лифт не работает

Соотношение выпускников школ, получивших высшее и среднее специальное образование, не претерпевало существенных изменений на протяжении последних пяти лет. Так, по данным Свердловскстата, 2/3 выпускников получают высшее образование, треть — среднее специальное (подробнее см. «Средние результаты среднего специального»).

«Иметь высшее образование модно, не иметь — стыдно и непрактично», — так мотивируют подачу документов в вузы выпускники школ и их родители, готовые оплачивать получение заветных корочек. Подогревают рынок и работодатели: многие требуют диплом о высшем образовании даже при приеме разнорабочих.

При этом качество высшего образования высшим не назовешь. В условиях бесконечной реформы образовательной системы в стране вузам приходится решать не только внутренние проблемы, но восполнять пробелы школы. «Фактически школьное образование у нас длится восемь лет, потому что первый класс ликвидирует нехватку дошкольного образования, потом адаптация при переходе в среднее звено, затем год подготовки к ЕГЭ. В итоге вуз вынужден давать студентам-первокурсникам знания, которые они должны были получить еще в школе», — указывали члены Общественной палаты.

Вуз, по сути, рассматривается обществом не как структура, призванная давать профессиональные компетенции, а как стартовый «этаж» социального лифта. Диплом становится свидетельством не наличия специальных знаний и навыков, а хоть какого-то общего уровня развития. Следствие — девальвация дипломов.

— Вузы ориентированы на академический подход в обучении, только редкие лидеры дают учащимся что-то большее. Как правило, студенческая практика формальна, не позволяет составить представления о том, что ждет выпускника на работе после окончания вуза, — отмечает менеджер по персоналу компании «Промавтоматика» (Челябинск) Елена Кашина. — Конечно, можно найти и хорошее: к примеру, я бы отметила относительно высокий уровень общеобразовательной подготовки выпускников вузов. Жаль только, что это редко требуется в работе.

Судьба планктона

В погоне за корочками о высшем образовании молодые люди и их родители не всегда осознают, что главная цель получения знаний — не диплом, а трудоустройство.

По запросу журнала «Эксперт-Урал» компания HeadHunter Урал предоставила статистику спроса со стороны работодателей в динамике за год (ноябрь 2015 года к ноябрю 2014 года). В Екатеринбурге на пике спроса специалисты по добыче сырья и рабочий персонал — количество вакансий увеличилось на 18% и 19% соответственно. Спрос на производственные специальности вырос на 8%. Антилидером рейтинга стал высший менеджмент — спрос на дорогих специалистов с высшим образованием снизился на 10%. Еще более показательна ситуация по Челябинску. Рабочего персонала сегодня требуется на 63%, а специалистов по добыче сырья — на 79% больше, чем год назад. В Ханты-Мансийске вырос спрос по разделу «производство» на 75%. А в Тюмени, как свидетельствует HeadHunter Урал, ваканский для рабочего персонала в ноябре-2015 было на 117% больше, чем год назад. И это уже тенденция: сегодня востребованы выпускники средних специальных учебных заведений.

То обстоятельтство, что из-за резко выросшей стоимости высшее образование оказалось не всем доступно, — фактор положительный. По данным опроса УрГЭУ, в семьях респондентов с доходом ниже среднего (по каждому из городов, в котором проходили исследования) дети вчетверо чаще собираются получать среднее специальное образование. И наоборот, более четырех пятых (82%) выпускников, чьи родители относятся к категории высокооплачиваемых работников, нацелились на поступление в вуз.

— В факторе цены не надо видеть ничего плохого, — уверен Антон Баранов, директор производственной компании «ЭкоГарантия» и бывший преподаватель УрФУ. — Совершенно нормально, что большинство молодых людей, которые идут учиться в колледжи, приняли совместно с родителями решение, что вуз они «не потянут» по финансовым соображениям. Это естественный отсев аудитории, который очень полезен для рынка труда, насыщенного выпускниками с дипломами о высшем образовании.

Перекуем мечи на орала

Главные причины поворота — кризис и удорожание высшего образования без очевидного роста качества. Реалии новой экономической действительности дают средним специальным учреждениям шанс, и их задача — реализовать потенциал по максимуму в интересах как работодателя, так и студента. 

Что для этого нужно сделать? Активнее вводить в программы обучения спецкурсы, проводимые преподавателями-практиками, в том числе представителями компаний-работодателей. Многие колледжи уже заключают партнерские договоры с крупными работодателями, следующий шаг — развитие сотрудничества со средним бизнесом через коллективные проекты с группой компаний одной отрасли для обучения специалистов по востребованным профстандартам.

Вузы и колледжи решают различные задачи на рынке. Они должны переставать конкурировать как за внимание работодателей, так и за внимание абитуриентов. «При этом для колледжей зоной роста является не только запуск программ с преподавателями-практиками, но и обучение студентов адаптации на рынке труда, — резюмирует эксперт Ассоциации руководителей и специалистов по управлению человеческими ресурсами Анна Выхина. — Например, формирование навыков ведения переговоров и адекватная оценка своей стоимости на рынке для учащихся. Если колледжи таким образом докажут своим клиентам, что они не только дают качественные и доступные по цене знания, но и учат грамотно их продавать, то тренд на рост популярности среднего специального образования будет необратим». В результате со временем мы придем к правильной пропорции: как минимум две трети на рынке труда — выпускники колледжей, остальные — востребованные специалисты с высшим образованием.


Средние результаты среднего специального

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области отмечает недостаточную ориентацию среднего специального образования Свердловской области на запросы рынка труда

По данным Свердловскстата, соотношение выпускников школ, получивших высшее и среднее специальное образование, на протяжении последних пяти лет существенных изменений не претерпевало: 2/3 идут в вузы, треть — в средние специальные учебные заведения (ссузы). Пик приема студентов в ссузы Свердловской области пришелся на 2013/2014 учебный год (27 тыс. человек), в прошлом учебном году показатель чуть снизился (26,8 тыс. человек). Число «средних специальных» выпускников, пережив резкое снижение в 2012 году, постепенно восстанавливается (15,3 тыс. человек по итогам 2014/2015 учебного года).

По данным департамента труда и занятости Свердловской области, доля официально зарегистрированных безработных, имеющих высшее образование, в 2014 году составила 19% от общего числа состоящих на бирже труда, что значительно ниже аналогичного показателя 2013 года (26,8%). Доля безработных со средним специальным образованием по итогам прошлого года увеличилась — 39,1% против 31,8% годом ранее.

Ежегодный отчет министерства общего и профессионального образования Свердловской области о состоянии системы образования региона в 2014 году констатирует два отрицательных тренда: во-первых, увеличилось число безработных выпускников, получивших высшее образование (на 1 января 2015 года оно составило 385 человек, рост на 4,9% по отношению к аналогичному показателю по итогам 2013 года), во-вторых, расширился перечень невостребованных профессий, в который вошли прежде всего творческие (артист драмы, дирижер, продюсер). Наибольшее снижение числа безработных наблюдалось по профессиям педагогической направленности (преподаватель средней школы — минус 75,0%, педагог-психолог и социальный педагог — минус 57,2%, учитель — минус 34,6%).
В свою очередь число вчерашних выпускников вузов, вставших на учет в службу занятости, существенно возросло среди психологов (плюс 50%), документоведов и художников (плюс 25%).

На начало текущего года на учете в службе занятости состояло 1833 безработных выпускника профессиональных образовательных организаций. Авторы отчета отмечают: организации профессионального образования продолжают готовить по специальностям, рынок труда по которым уже достиг насыщения. Это касается профессий электрогазосварщика (16-кратный рост числа выпускников, состоящих на бирже труда, по итогам 2014 против 2013-го), повара (более чем 10-кратный рост), штукатура (рост в шесть раз), слесаря по ремонту автомобилей (в 5,5 раза), электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования (втрое). Уже в 2013 году не все выпускники, подготовленные по этим направлениям, смогли найти работу, в 2014 году количество таких безработных специалистов возросло. Немалую роль сыграла неблагоприятная экономическая ситуация, закрывшая двери для молодых специалистов. По ряду значимых профессий, напротив, число не нашедших работу выпускников средних профессиональных образовательных учреждений значительно снизилось. Лидерами стали: технолог (минус 71,4%,) фельдшер (минус 44,4%), учитель (минус 37,5%).

Отметим, что данные министерства общего и профессионального образования Свердловской области, как любая официальная информация по рынку труда, не учитывают две существенные категории молодых специалистов: не нашедшие работу, но и не вставшие на учет в качестве безработного и трудоустроившиеся не по полученной специальности и на должности, не соответствующие полученному уровню образования.

 

Материалы по теме

В телевикторине «Уралхимики» победил Максим Сунцев

Баланс на фриланс

Рынок труда Свердловской области не может обеспечить работой всех гастарбайтеров

Отдам дело в рабочие руки

Возросло количество мигрантов, получивших разрешение на трудоустройство в Свердловской области