11.12.2014

В режиме выживания

В режиме выживания

В начале декабря банк ВТБ совместно с УрГЭУ провел в Екатеринбурге круглый стол «Текущее состояние финансовой системы РФ: кризис или новые возможности для инвестиций». Мы попросили управляющего директора, главного аналитика ИД ВТБ24 Станислав Клещёва дать свой прогноз динамики основных индикаторов.  

Нефтяной разбаланс

— Станислав, как мировая экономика заканчивает этот год?

— Ситуация в мире в целом позитивная. Кого-то могут не устраивать темпы роста в целом или отдельных регионов, но локомотивы мировой экономики — США и Китай — достаточно уверенно «тянут» эту упряжку. Мы ждём дополнительных импульсов для экономического роста со стороны Японии, Китая и Европы. А вот ситуация в России беспокоит больше всего. Всё упирается в процессы, разворачивающиеся на рынке нефти.

— Версий падения цен на нефть множество — от фундаментальных факторов до заговора. Ваша гипотеза?

— Действительно, такого стремительного падения цены на нефть не наблюдалось с 2008 года. Но в отличие от 2008-ого года  драйверы для этого снижения совершено другие. Один из ключевых имеет фундаментальную основу, и это говорит о вероятной продолжительности  негативного воздействия. Нефтяной рынок разбалансирован. Избыточное предложение составляет 1-2  млн баррель в сутки (около 2% от мировой добычи). Это относительно небольшой небаланс, возникший не внезапно и который в одиночку не мог спровоцировать отвесное падение котировок на 40%. Соответственно, есть основания полагать, что в основе падения — не только этот фактор. Несомненно, имеется значительная спекулятивная составляющая.

— До каких уровней будут падать цены?

— Мы видим две отметки. Первая — это около 60 долларов за баррель, на которой отсекается рентабельность половины мировой добычи сланцевой нефти. Остановка части мощностей позволит привести в соответствие баланс спроса и предложения. Вторая отметка — «техническая», на которую ориентируются спекулянты. Здесь падение может  быть до 52 долларов за баррель.

— Как будут вести себя основные индикаторы российской экономики?

— Дешевая нефть – это уже как минимум среднесрочная перспектива. Как показывает история, масштабное падение цен – это всегда шок для экономики.  Шок, как с точки зрения валютного курса, так с точки зрения  динамики ее роста.  Мы ждём рецессии российской экономики в следующем году в пределах 1%. Этот прогноз основан на предположении среднегодовой цены «черного золота» в следующем году на уровне 85 долларов за баррель. Согласен, когда на рынке цена составляет 66 долларов, уровень в 85  выглядит слишком оптимистично. Аналогично и по курсу рубля. Волатильность на рынке зашкаливает. Курс национальной валюты в течение дня может «ходить» на 7-8% и сказать, сколько он будет стоить через неделю ничуть не легче, чем спрогнозировать его значение на конец года. В условиях такой волатильности, конечно же, инвестиционный процесс должен остановиться, что и происходит. С точки зрения экономики это означает, что у нас нет инвестиций. Во-вторых, сокращается внутренний спрос, как за счёт роста безработицы, так и уменьшения реальных доходов населения, съедаемых в том числе инфляцией. Пик инфляции будет  в следующем году в первом квартале,  скорее всего ближе к его окончанию. При этом имеются веские основания полагать, что на пике мы всё же увидим двузначные цифры по инфляции. Экспорт на фоне падения нефтяных котировок сокращается. Импорт при этом имеет естественные ограничители для сокращения.  Для ряда системообразующих отраслей импорт оборудования является необходимым условием для развития и отказаться от него нельзя. Потребительский же импорт — переменная величина, его эластичность — главная неизвестная. От того, насколько граждане будут готовы отказаться от импортных товаров, а российские производители обеспечить достойную замену подорожавшему импорту будет зависеть поддержание сальдо торгового баланса, а в конечном итоге и платёжного. Если не будет паники среди населения и долларизации сбережений, то по итогам года можно ожидать сальдо платёжного баланса в 5% ВВП. Это очень высокий показатель, который должен  сдерживать девальвационные ожидания спекулянтов. 

Фактор доверия

— Какую позицию в этой ситуации на ваш взгляд, займет частный бизнес?

— Инвестиции сокращаются главным образом из-за неопределённости. Все, кто планировал вложения на текущий и следующий год, в шоке. Такого  ослабления рубля в свои прогнозы и модели никто не закладывал.  Прогнозировать реализацию инвестиционных планов при такой волатильности валютного курса просто невозможно.  Кредиты брать по сложившимся процентным ставкам мало кто-то решится. Чтобы «отбить» стоимость заёмного капитала, надо иметь очень высокую рентабельность бизнеса. Но таких отраслей очень немного. Поэтому сейчас действительно сложились объективные причины для того, чтобы предприятия сворачивали инвестиции и фактически переходили в режим выживания. Государство пытается смягчить эти проблемы через задействование средств фонда национального благосостояния. Но, к сожалению, ресурсы ограничены, и поддерживать экономику за счёт средств ФНБ больше 2-3 лет государство не сможет. В своем послании президент страны  Владимир Путин обозначил налоговую  амнистию  как один из вариантов привлечения  инвестиций в экономику. Предложение абсолютно правильное. Вопрос лишь в том, насколько российский бизнес готов откликнуться на такое предложение?  У меня лично достаточно скептический взгляд на происходящее, потому что можно сколько угодно предлагать амнистию для капитала, но если бизнес видит на примере «дела Башнефти», как эти капиталы в один момент могут быть обращены в пользу государства, эффекта  не будет. Да и практика предыдущей амнистии  показала, что возвращаются совсем не те суммы, на которые рассчитывают.

— Чего ждать в 2015-ом году?

— Определенно ничего позитивного. Если мы ищем позитив, то я бы вел речь скорее о 2016-ом годе, когда можно будет рассчитывать на восстановление экономического роста. 2015-ый год можно уже считаем вычеркнутым в этом плане. Болезненная для стран-экспортёров балансировка рынка нефти должна состояться в первой половине года. Цены на нефть получают возможность восстановиться до 85 долларов за баррель Brent. При таком сценарии мы балансируем бюджет и выровняем курс национальной валюты. Но после шока 2 полугодия 2014 г необходимо продолжительное время для возвращения экономических процессов в привычное русло. Нужно сделать главное — вернуть доверие инвесторов, а это произойдет не скоро. Мобилизовать внутренние ресурсы и бороться за доверие внутреннего инвестора в условиях пересмотра пенсионной реформы, постоянных новаций в налоговом законодательстве, сохранении забюрократизированных процедур весьма проблематично. Необходима серьёзная, кропотливая и системная работа по повышению инвестиционной привлекательности вложений в России. 

Материалы по теме

Рубль в феврале вырос на 12%, нефть — на 17%

Член Консультационного совета акционеров ВТБ Вадим Сосков: «2015-й будет очень сложным»

ВТБ планирует удвоить объем инвестиций в Тюменскую область

На Пермском целлюлозно-бумажном комбинате запустят новое производство

«Мира» на Урале стало больше

Нефтяные котировки падают