Путевка на вылет

Путевка на вылет

Уход с рынка нескольких крупных туроператоров поднял на поверхность ряд проблем выездного туризма, о которых до этого момента регулирующие органы либо не знали, либо предпочитали молчать
«Масштаб колоссальный, в истории российского туризма такого еще не было», — так описывал происходящее в эфире одного из телеканалов директор ассоциации «Турпомощь» Вячеслав Басов. 22 тысячи туристов возвращено из-за границы силами ассоциации. Тех, кто сейчас надеется вернуть деньги за несостоявшееся путешествие (порой абсолютно наивно, но об этом позднее), — в разы больше. Уголовные дела и громкие заявления первых лиц государства — таков итог прекращения деятельности «Невы», «Лабиринта», «Интаэра», «Розы ветров» и еще нескольких операторов, заявивших о несостоятельности за последний месяц. Удивительно, но все игроки и эксперты туристического рынка, с которыми мы общались во время подготовки этого материала, заявили: исход был предсказуем, случившееся — далеко не худший вариант развития событий. Что происходит с туррынком и кто в этом виноват?

Лабиринты

По словам руководства «Лабиринта», решение о прекращении деятельности вызвано падением спроса и покупательной способности населения в связи с резким ростом курса валют, негативной политической и экономической ситуацией. Аргументы других компаний аналогичны. Еще в апреле мы писали о том, что предстоящий сезон будет для операторов непростым (см. здесь), но, судя по всему, он оказался хуже ожиданий.

Чтобы представить ситуацию (Рос­туризм пока опубликовал статистику только за первый квартал), мы запросили у нескольких аэропортов Большого Урала данные по перевозкам пассажиров на десяти популярных у наших туристов направлениях. В екатеринбургском Кольцово в первом полугодии из десяти просели пять: прямой поток в Грецию и Китай — на 8% к аналогичному периоду прошлого года, в Италию — на 15%, Испанию — на 37%, Германию — втрое (хотя на результате Италии и Германии мог сказаться уход из Екатеринбурга их национальных перевозчиков — Alitalia и Lufthansa). Пассажиропоток на международных воздушных линиях в целом вырос на скромные 1,7% (сравните: в первом полугодии 2013-го прирост составлял 16,3%). В Большом Савино (Пермь) ситуация похожая: ОАЭ — минус 19%, Таиланд — минус 37%, рейсы в Италию в отличие от прошлого года отсутствуют (сравнение по всем странам из топ-10 сделать невозможно из-за отсутствия воздушного сообщения с частью из них). Некоторые результаты тюменского Рощино: минус 22% — ОАЭ, минус 26% — Испания, в 1,8 раза сократился поток в Египет.

— Этот сезон сложнее всех на моей памяти, включая даже кризисный 2009 год. На некоторых направлениях, в основном европейских, фиксируется снижение туристического потока, в ряде случаев оно измеряется десятками процентов. По тем странам, которые «по головам» остались на уровне прошлого года или даже подросли, мы отмечаем снижение средней стоимости тура, сокращение продолжительности пребывания, туристы, раньше отдыхавшие в отелях пять звезд, сегодня рассматривают четыре и т.д. Конечно, это требовало от операторов более осторожного отношения к своим программам. Наверное, будет правильно сказать, что трудно сейчас всем. Но для тех, кто оценил свои возможности и возможности рынка, ситуация не станет критической, — говорит исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

— То, что сезон будет непростым, стало понятно еще зимой 2013/14 — новогодние продажи не оправдали надежд. Но и авиакомпании, и операторы сказали: «Нет, все рынки падают, а наш будет расти». Вот эта уверенность некоторых и подкосила. Значительно осложнили ситуацию последствия украинского кризиса, в мае было очевидно, что нужно сокращать программы, — добавляет директор по продажам компании Natalie Tours Олег Хигер.

Пассажиропоток на популярных туристических направлениях (из топ-10 по итогам 2013 года) из некоторых аэропортов Большого Урала *
Направление Отправлено пасс. в п.п. 2014, тыс. Прирост к а.п. 2013, %
Кольцово (Екатеринбург)
Турция 173,3 16,2
Египет 150,6 17,4
Таиланд 107,4 1,2
ОАЭ 74 19
Китай 36,5 -8,2
Греция 32 -8,2
Финляндия 19,5 3
Испания 11,8 -37,2
Италия 16 -15
Германия 5,8 -68,6
Большое Савино (Пермь)
Турция 33 36,2
Египет 29,4 25,2
Таиланд 6,8 -37,5
Греция 5,2 2
ОАЭ 3,3 -19
Испания 2,3 -
Китай 1 -
Рощино (Тюмень)
Турция 16,1 19,4
Египет 7,5 -45
Таиланд 7,1 42
ОАЭ 4,1 -22
Китай 3,7 -
Греция 2,6 17,6
Испания 1,3 -25,6
Германия 1,1 -60,7

* ранжирование по количеству пассажиров, при отсутствии прямого авиасообщения в 2014 году направление в таблицу не включалось, при отсутствии такового в 2013-м в столбце прироста ставился прочерк
Источник: данные аэропортов

Как отмечают эксперты, покинуть рынок операторов заставила не только и не столько его изменившаяся конъюнктура, сколько действия собственного менеджмента. Руководитель регионального офиса Coral Travel в Екатеринбурге Дмитрий Кушев:

— Операторы, заявившие о несостоятельности, продавали туры дешевле остальных. Это приводило или к минимальной прибыли, или к убыткам — все зависело от сезона и направления. Такая политика работала во времена устойчиво растущего спроса при необходимости войти в бизнес или на новый региональный рынок: демпингуй, получай долю, меняй цены, сжимай долю до требуемой величины и зарабатывай. Если при этом оператору удавалось грамотно выстроить бизнес-модель и внедрить соответствующие технологии, все получалось. Но время изменилось, рост закончился, вместе с ним перестала работать и эта модель. Плюс к этому операторы, у которых возникли проблемы, формировали продукт на наиболее конкурентных рынках, показывавших несколько лет подряд низкую доходность. Таким образом, можно говорить о неправильно выбранной стратегии развития с их стороны.

— «Лабиринт» был вынужден демпинговать (опрошенные нами эксперты говорят в основном об этой компании, на территории Большого Урала она имела максимальный вес из всех, заявивших об остановке деятельности. — Ред.), поскольку допустил просчеты в планировании, — придерживается схожего мнения генеральный директор челябинского бюро международного туризма «Спутник» Людмила Мосина. — Несмотря на то, что все к 2014 году относились с опаской, «Лабиринт» решил свою перевозку оставить. А когда стало понятно, что рейсы не загружаются, другого выбора кроме демпинга с целью минимизации потерь не было. Мы как агентство перестали работать с ним еще в прошлом году, поскольку ценообразование вызывало вопросы: на рейсах, например, из Челябинска в Ираклион, где «Лабиринт» сидел с другими операторами, он продавал свои путевки на 25 — 30% дешевле. Я считаю, что туроператор с такими объемами мог выйти из кризисной ситуации, не говоря уже о том, чтобы в нее не попадать. Вопрос в своевременности и правильности принимаемых решений.

Цепочка событий, казалось бы, понятна: не рассчитали — просели — закрылись. Если бы не несколько «но». Во-первых, операторов, которые «не рассчитали», — не один и не два, а шесть. Во-вторых, в отношении руководства каждого из них возбуждены уголовные дела по признакам мошенничества. «Владельцы компаний, зная о больших неоплаченных счетах перед своими партнерами и не имея возможности погасить долги из своих средств, продолжали собирать деньги с граждан, продавая им путевки и вводя в заблуждение относительно своих намерений и реальных возможностей исполнения обязательств по организации туристических поездок», — сообщает Следственный комитет. Руководители «Лабиринта» объявлены в международный розыск. Плюс к этому премьер-министр РФ Дмитрий Медведев открыто заявил, что «некоторые операторы работают по принципу финансовой пирамиды».

— Обратите внимание на реакцию государства, — объясняет Михаил Мальцев. — Возбуждены уголовные дела. Цитирую министра культуры РФ Владимира Мединского: «это сделано для того, чтобы не было соблазна выпрыгнуть из бизнеса за счет государства». Это не решает проблему в корне, но говорит об одной важной вещи. Желающие повторить судьбу «Лабиринта», «Невы» и прочих были и остаются. Но еще нескольких уходов с рынка не выдержит «Турпомощь». Да и тысячи российских туристов в зарубежных аэропортах это совсем не то, что сейчас нужно нашей стране.

Пирамиды

Чтобы понять, чем продиктованы такие заявления и оценки, рассмотрим четыре проблемы операторского рынка, ставшие особенно актуальными в свете последних событий. Первая — финансовое состояние большинства операторов никому не известно.

— Экономика крупнейших операторов скрыта. Многие компании имеют зарубежные корни, не публикуют нормальную отчетность. Мы не знаем, в плюс они работают или в минус, принадлежат им отели и авиакомпании, которые представляются как свои, или они давно заложены. Я общаюсь, например, с руководителями региональных офисов крупнейших операторов. Все — порядочные люди, которые ответственно относятся к работе, но реального положения дел в своей компании они могут не знать, — говорит Михаил Мальцев.

На сайте Ростуризма опубликован реестр туроператоров. В качестве эксперимента мы взяли список из двадцати компаний, имеющих финансовую гарантию на сумму свыше 100 млн рублей (назовем их пулом крупнейших), и посмотрели финансовые показатели в СПАРКе. Чистая прибыль десяти компаний из двадцати в 2013 году оказалась меньше 5 миллионов. Поверить сложно. А если это на самом деле так, то состояние туризма представляется весьма плачевным.

— Важно понимать еще один момент. Две трети российского рынка выездного туризма в финансовом выражении занимает Турция, которую контролируют операторы с турецкими корнями (Coral, Pegas, Sunmar и др. — Ред.). По экспертным оценкам, в 2013 году объем нашего рынка составил около 60 млрд долларов, из них 40 миллиардов — турецкие. У «дочек», которые они создают в России, ничего нет. Дело не только в том, что сегодня состояние этих операторов невозможно оценить. Если случится что-то серьезное, даже претензию предъявить будет некому, — комментирует руководитель регионального офиса одного из операторов, пожелавший остаться неизвестным.

Вторая проблема — чрезмерная зависимость от заемных и оборотных средств, которая в определенный момент и превращает бизнес оператора в финансовую пирамиду.

— Заемные средства используют все, не только туристические операторы. Это нормально, это один из способов финансирования развития. Но стоит переоценить рынок или услышать при оформлении нового кредита «нет», как все начинает рушиться. Так — в любом бизнесе. Особенность туристического в том, что он работает по пред­оплате, у операторов есть соблазн наращивать объемы, покрывать старые долги за счет тех денег, которые платятся вперед. Если заиграться, то компания действительно попадет в жесткую зависимость от входящего финансового потока, — отмечает Олег Хигер.

— Меня обидело высказывание о пирамидах, поскольку под этим термином понимают изначально мошенническую схему, а в туризме мы говорим об экономическом просчете, — комментирует Людмила Мосина. — Можно спрогнозировать перспективы того или иного направления, определить денежную массу, необходимую для реализации проекта, ее источники. Операторы, у которых возникли проблемы, или неправильно это делали, или не делали вообще, или надеялись на кредиты, получить которые в этом году стало сложнее.

Как нам объяснил один из экспертов, упрощенно ситуация выглядит так. Если некий оператор демпингует в определенном городе или на конкретном направлении — речь, скорее всего, идет об инструменте конкурентной борьбы. Если же он первый по низким ценам везде или почти везде на протяжении длительного времени и при этом продолжает наращивать перевозку — компания попала в жесткую зависимость от оборотных средств.

Третья проблема — полная свобода в использовании денег. Михаил Мальцев:

— Представим ситуацию. Сегодня вы купили турпакет за 100 тыс. рублей с вылетом через месяц. Оператор может заплатить авиакомпании, гостинице перед самым отлетом или даже позднее, если ему доверяют. Крупные операторы накапливают колоссальные объемы, образно говоря, временно свободных денег. Каков соблазн ими покрутить, получить дополнительную рентабельность? Как у «Лабиринта» образовался долг в полтора миллиарда рублей перед «Оренбургскими авиалиниями», если туристы стоимость путевок оплатили? Зачем операторы создают штатные единицы, которые занимаются выбиванием отсрочек у авиакомпаний и отелей, если могут заплатить им сразу? Я уверен, что операторский бизнес перестал быть операторским как таковым. Игроки зарабатывают не только на формировании туристического продукта, но и на использовании денежной массы, которой они располагают. В некоторых случаях это даже стало основой их бизнеса. Не секрет, что в последнее время интерес к туризму проявляют даже крупные финансово-промышленные холдинги.

Наконец, четвертая — российские особенности ведения бизнеса.

— Хотелось бы думать иначе, но практика показывает, что есть отработанные схемы, когда перед государственными компаниями накапливается задолженность, на которую в итоге закрывают глаза, — делится анонимный источник. — Смотрите: билет
Аэрофлота невозможно выписать в долг, перевозчик работает с агентами по принципу депозита. «Оренбургские авиалинии», которые являются его дочерней компанией, налетали на полтора миллиарда рублей. Заправляли топливо, обслуживали самолеты, платили зарплату, а потом спохватились: «А парни-то не платят!». Полтора миллиарда — это реально кассовый разрыв или они у кого-то в кармане? На мой взгляд, то, что сейчас происходит в туризме, это еще и проблема общего ведения бизнеса в России, той вседозволенности и безнаказанности, которые ощущают предприниматели.  

Две недели на поправку

Итог настораживает. На вопрос, финансовое состояние скольких операторов из двадцатки крупнейших не вызывает у вас сомнений, трое из опрошенных нами игроков ответили одинаково: «от силы — половины». По их словам, прямо сейчас серьезно демпингуют два крупных оператора, последствия от ухода которых (чего, хочется верить, не случится), не сравнятся ни с «Лабиринтом», ни с «Невой», ни со всеми вместе взятыми компаниями, покинувшими рынок в июле — августе. Как говорит Михаил Мальцев, никаких гарантий, что потрясений в этом году больше не будет, нет.

— Из сложившейся ситуации профессиональному сообществу важно извлечь плюсы, — отмечает он. — Главный — к отрасли, наконец, привлечено внимание первых лиц государства. Те изменения, о которых мы говорим годами, хочется верить, теперь будут сделаны. И это хорошо, потому что операторам, стремящимся выстраивать нормальную экономику, крайне тяжело работать в условиях недобросовестной конкуренции. Профессионалы сами выступают за усиление государственного регулирования. Важно понимать, что все эти проблемы были известны задолго до скачка курса евро, до ухудшения экономической ситуации в России, до обострения украинского кризиса. 2014 год их только усугубил, а крупные банкротства заставили обратить на рынок внимание.

Долгое отсутствие государственного участия привело к тому, что туррынку требуются не просто изменения, а полноценная реформа. Необходимо усиление контроля за всеми участниками — операторами (отсутствие информации о их реальных оборотах как минимум делает неработоспособными финансовые гарантии и «Турпомощь», в результате, например, клиенты «Лабиринта» получат назад только часть своих денег, а «Турпомощь» не выдержит крупных банкротств), агентствами (этот рынок сегодня вообще стихиен), авиа- и страховыми компаниями.

В середине августа Ассоциация туроператоров России обратилась в правительство РФ с просьбой повлиять на действия авиакомпании «Оренбургские авиалинии», отказавшейся от выполнения ряда рейсов. «Туристы, находящиеся сейчас на островах Гуам и Сайпан, имеют выписанные обратные авиабилеты. Таким образом, авиакомпания, доставляя их за рубеж, уже взяла на себя обязательство вернуть их обратно. <...> Допуск к полетам на эти острова имеет только она. Сознавая, что никто оперативно не сможет вывезти пассажиров в Россию, авиакомпания настаивает на отказе от полетов, делая заложниками своих финансовых споров с контрагентами российских граждан», — говорится в открытом письме.

— Во всех ситуациях авиакомпании диктуют операторам свои правила, которые последние вынуждены принять, поскольку без перевозки, понятно, не может существовать их бизнес, — рассказывает Людмила Мосина. — Например, оператор понимает, что рейсы не заполняются, предлагает авиакомпании их сократить. На что получает такой ответ: «вы же подписали с нами договор, рейс должен состояться». Или сокращение происходит вместе со штрафными санкциями. Казалось бы, все занимаются одним делом, а риски разделены неравномерно.

Проблемы есть и со страховыми компаниями. По словам Дмитрия Кушева, финансовые гарантии не работают из-за непрозрачности не только туристического рынка, но и страхового. Показательный пример — «Нева» за два месяца до ухода с рынка сменила страховую компанию, которая в итоге лишилась лицензии.

После череды банкротств вице-премьер правительства РФ Дмитрий Козак (он назначен ответственным за урегулирование кризиса в туротрасли) поставил задачу перед профильными органами власти и объединениями за две недели сформулировать изменения в действующее законодательство. Можно ли в такой срок учесть все нюансы и подготовить предложения, способные реально изменить ситуацию, будет ли эта работа продолжена в дальнейшем — вопросы открытые. После банкротства «Ланты-тур» в 2012 году правительство тоже декларировало желание заняться туристическим рынком, но дальше «Турпомощи» дело, по сути, не пошло.

— Помочь туристу, который не хочет испортить свой отдых, сегодня может, наверное, только грамотное туристическое агентство, которое анализирует действия операторов, их партнеров, понимает, что происходит на рынке, и не продаст тур той компании, в которой сомневается, — подводит итог Олег Хигер. — Конечно, если вы сами не поставили перед агентом задачу отправить вас в Грецию за 200 евро.

Прирост количества россиян, выехавших за рубеж с целью туризма, % к аналогичному периоду предыдущего года             Прирост количества пассажиров, перевезенных российскими авиакомпаниями на МВЛ  за пределы СНГ в первом полугодии, % к аналогичному периоду предыдущего года              Количество туристических агентств в России, тыс. штук

Еще в сюжете «Выездной туризм»

Материалы по теме

Релакс-бизнес

Туристов — вагон

Екатеринбург конгрессный

Плачет девочка в автомате

Туризм с финансовой гарантией

Одна заветная