Напряженное ожидание

Трубная промышленность

Трубная промышленность

Прошлый год трубная промышленность закончила относительно неплохо, а некоторые уральские производители смогли увеличить объемы производства. В новом предстоит бороться и за место на рынке, и за прибыль

Потребление стальных труб на внутреннем рынке России (на него приходится львиная доля поставок уральских производителей) выросло, по оценкам Фонда развития трубной промышленности (ФРТП), в 2014 году на 8,8% (до 10,64 млн тонн). Трубники в Уральском федеральном округе (выпускают треть всех стальных труб в стране) увеличили объ­емы производства по итогам 2014 года, по данным Росстата, на 13% (здесь и далее —
в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года).

При этом рост показал лишь Челябинский трубопрокатный завод (ЧТПЗ) — плюс 36,8%. Четыре других крупнейших уральских производителя, как и рассчитывали, удержали показатель на уровне 2013-го: Первоуральский новотрубный завод и Уралтрубпром в плюсе по 3%. Синарский и Северский трубные заводы (СинТЗ и СТЗ, входят в ТМК) в небольшом минусе — 0,8% и 3,8% соответственно.

Что втекает и вытекает

Разница обусловлена тем, что предприятия ориентированы на разные сегменты рынка.

Основной потребитель российских трубников — нефтегазовая отрасль: доля труб для ТЭК в общей структуре внутреннего рынка уже много лет превышает 50%. И ЧТПЗ пожинает инвестиционные плоды: несколько лет назад здесь запущен комплекс труб большого диаметра (ТБД), их поставки выросли на 40% (до 1 млн тонн). Способствовала успеху реализация в стране крупномасштабных проектов Газпрома: «Южный коридор», «Сила Сибири», Бованенково — Ухта, плюс увеличились поставки для ремонтно-эксплуатационных нужд действующих трубопроводов Газпрома и Транснефти, докладывает пресс-служба компании.

Еще одна точка роста — бесшовные нарезные трубы для нефтегазовой отрасли (OCTG), в первую очередь для стран СНГ. Совокупно ПНТЗ и ЧТПЗ увеличили их поставки в прошлом году на 9% (до 267 тыс. тонн). На этот же сектор приходится основной объем поставок СинТЗ. «Несущественное снижение в сравнении с 2013 годом на Синарском заводе связано с проведением капитального ремонта одного из трубопрокатных агрегатов, — поясняют в пресс-службе ТМК. — В структуре отгрузки Северского завода на OCTG приходится только треть. При этом в ряде других сегментов трубного рынка произошло падение спроса, что повлияло на итоговые показатели». Так, в прошлом году был низок спрос со стороны машиностроения. Потребление бесшовных труб промышленного назначения в целом снизилось на 4%.

Увеличению производства Уралтрубпрома помимо заказов нефтяников способствовали еще два фактора. Во-первых, компания решила вернуть позиции на рынке профильной трубы, производство которой последние пару лет сдерживалось (в пользу выпуска труб нефтегазопроводного сортамента) из-за резкого роста числа игроков. И рынок оправдал надежды: с середины 2014 года продажи увеличились примерно на 30%. Во-вторых, «мы заметно нарастили экспортные поставки, так как из-за девальвации рубля наша продукция стала привлекательна на рынках дальнего зарубежья», — рассказывает начальник отдела маркетинга Александр Новокрещенов.

Финансовые показатели крупнейших производителей труб в Урало-Западносибирском регионе, млн рублей
Предприятие Выручка Чистая прибыль
2012 2013 2014 2012 2013 2014
Челябинский трубопрокатный завод (группа ЧТПЗ) 84084,2 82271,2 97184,6 889,4 -147,3 1573,7
Первоуральский новотрубный завод (группа ЧТПЗ) 39936 39387,1 41991,4 140,8 -1037,5 -767,2
Северский трубный завод (ТМК) 31904,4 30570,5 31048,9 1189,5 -76,9 -970,4
Синарский трубный завод (ТМК) 28772,9 28372,9 27720,4 619,6 1528,3 -91,7
Уральский трубный завод 11442,9 10290,9 11430,4 777,9 1089,2 2203,7
Источник: Данные компаний            

Поставки на экспорт гиганты трубной промышленности региона урезали, главным образом — за счет отгрузки в страны СНГ. «Это общеотраслевая тенденция, связанная с отсутствием здесь новых крупномасштабных проектов строительства магистральных трубопроводов», — рассказали в ЧТПЗ (группа показала сокращение на 15,3% до 249 тыс. тонн). Кроме того, начали действовать заградительные пошлины в отношении российских труб в Европе (причем зачастую с нарушением действующих правил и норм ВТО), введены барьеры для российских производителей в отдельных странах Азии.

Сокращение импорта (на 24,3% до 629 тыс. тонн) сыграло уральским трубникам на руку. По данным ФТС России, поставки из СНГ упали на 14,5% (до 371,1 тыс. тонн), из стран дальнего зарубежья — на 27,5% (до 302,9 тыс. тонн). Причем подвинулись основные импортеры: Украина на 21% (на нее приходится 35,4% всего импорта), Китай — на 27,5% (его доля — 28,6%).

— Снижение импорта связано в основном с тем, что в условиях текущего курса доллара производителям дальнего зарубежья проблематично предлагать дешевую трубную продукцию на рынке РФ, — говорит директор ФРТП Олег Калинский. — Кроме того, 31 марта 2014 года по нашему заявлению Евразийская экономическая комиссия открыла антидемпинговое расследование в отношении поставок труб для бурения и эксплуатации скважин из Китая. Еще раньше, с 1 июля 2013 года, начали действовать антидемпинговые пошлины в отношении украинских обсадных, насосно-компрессорных, нефтегазопроводных и горячедеформированных труб общего назначения. К 2015 году присутствие этих видов украинской продукции на российском рынке сократилось на 33,4%.

Деньги в трубу — не в трубу

Невысокий рост потребления в стране в целом не повлиял на планы запуска новых мощностей, тем более что средства в них были вложены еще до обвала национальной валюты.

Северский трубный завод почти в два раза увеличил мощности выпуска бесшовных труб (с 320 до 550 тыс. тонн в год), запустив новый комплекс со станом непрерывной прокатки (FQM) взамен пилигримового. Реконструкция прошла в условиях действующего производства. Инвестиции в проект, реализуемый с 2007 года, — около 17,3 млрд рублей. В результате на заводе появилась самая современная в России технология производства бесшовных труб — она обеспечивает повышенную точность параметров продукции и позволяет выпускать трубы в широчайшем диапазоне марок (диаметром 168 — 340 мм, толщиной стенки 6,4 — 40 мм). Новое производство на 98% ориентировано на выпуск труб для добычи и транспортировки нефти и газа — это обсадные и нефтегазопроводные трубы для обслуживания месторождений. Основной расчет — на рост спроса в Западной Сибири. Уже в 2015 году на FQM планируют выпускать 450 тыс. тонн. На полную мощность его намерены вывести в 2019 году, после реализации совместного с Роснано проекта строительства термоотдела. «Это позволит расширить производство высокотехнологичных труб, а также освоить новые виды продукции с улучшенным комплексом свойств за счет направленного формирования наноструктур в специальных сталях при деформационном и термическом воздействии», — обещают в ТМК.

Практически одновременно Уралтрубпром запустил линию сварных обсадных труб на 120 тыс. тонн в год, также ориентированную на нефтедобытчиков. Ожидается, что после установки дополнительного оборудования к концу 2016 года комплекс может выйти на проектную мощность. На соседней промплощадке уже изготавливают муфты, чтобы предложить заказчику продукцию в комплексе. Первый контракт на поставку заключен со «Славнефтью».

— Присматриваемся к рынку СНГ, но первоочередной для нас — российский. Его емкость немаленькая, а отечественных производителей в этом сегменте не так много: если бесшовные трубы выпускают предприятия ТМК и группы ЧТПЗ, то сварные — лишь Выксунский металлургический (входит в ОМК) и Волгореченский трубный (Газпром) заводы. Скоро немного потесним ОМК, — надеется Александр Новокрещенов.

В конце марта нижнетагильский металлотрейдер УК «Металлинвест» (Свердловская область) запустил Ирбитский трубный завод (ИТЗ) мощностью 300 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект — 1 млрд рублей. Из рулонной стали здесь намерены производить профильные трубы квадратного сечения для строительства, а также круглые сварные нефтегазопроводные (диаметром 159 — 325 мм и толщиной стенки 4 — 12 мм). Кроме того, «Металлинвест» ввел на Нижнетагильском трубном заводе стан по производству труб методом высокочастотной сварки (мощность — до 240 тыс. тонн в год). Цель игрока, метящего на рынок ТЭК, — «расширить ассортимент за счет труб, применяемых в нефтяной, газовой промышленности, а также в строительстве».

Единственный фактически замороженный трубный проект на Урале — комплекс ОМК в Чусовом (Пермский край) по выпуску 1 млн тонн стали и 450 тыс. бесшовных обсадных и насосно-компрессорных труб в год для разведки и добычи нефти и газа, в том числе для работы в климатических условиях Крайнего Севера. ОМК он важен для диверсификации: компания смогла бы выйти на новый для себя рынок труб для обустройства нефтегазовых месторождений (сегодня ее основная продукция — ТБД и колесные пары). Комплекс хотели запустить к 2017 году, вложив до 55 млрд рублей. До середины декабря 2014 года проект шел по графику. Но затем компания столкнулась со снижением курса рубля, ростом затрат и сложностями в привлечении кредитов. Из-за девальвации оборудование подорожало почти вдвое. Мировые цены на нефть тем временем упали.

— Низкие цены на нефть ухудшают прогнозный спрос на продукцию будущего комплекса. Это влияет на расчетные показатели его окупаемости, — объясняют в пресс-службе ОМК. — В результате у компании возникла потребность привлечь дополнительное финансирование, что в сложившейся на денежном рынке ситуации представляет собой сложнейшую задачу. Мы взяли время на уточнение основных параметров проекта и возможности его реализации. При этом подготовительные работы на площадке продолжаются. В проект уже вложено несколько миллиардов рублей, и компания заинтересована в его реализации в кратчайшие сроки.

В ТМК соглашаются: ситуация на рынках трубной продукции во многом зависит от динамики мировых цен на нефть — она напрямую влияет на объемы капиталовложений нефтяных и газовых компаний. Здесь ожидают, что при текущем уровне нефтяных цен потребление труб в России может иметь тенденцию к снижению. «Планы по закупкам, объявленные нефтяниками и газовиками в декабре — январе, говорят о сокращениях на 10 — 20%, в том числе и по трубам. Пока это не отразилось на производителях: поставки идут в основном по контрактам, заключенным в 2014 году», — отмечает Александр Новокрещенов.

Все надежды — на реализацию крупных трубопроводных проектов на территории России. До 2018 года планируется расширение Единой системы газоснабжения для обеспечения подачи газа в III и IV нитки морского газопровода «Северный поток», строительство газопровода Якутия — Хабаровск — Владивосток (в рамках проекта «Сила Сибири»), «Южного коридора», газопровода «Алтай». В целом предполагается построить порядка 9847 км газопроводов, для чего потребуется 7,9 млн тонн ТБД. Это может позволить ЧТПЗ, ТМК, ОМК и Северстали увеличить объемы и улучшить структуру отгрузки ТБД.

Около 20 — 30% российского рынка приходится на ТБД, и 80% спроса на них формируют Газпром и Транснефть

В сегментах профильных и электросварных труб малого и среднего диаметра прог­нозы неутешительны: почти все участники ожидают снижения спроса. Рынок уже подает сигналы. По данным ФРТП, за январь — февраль 2015 года (в сравнении с аналогичным периодом 2014-го) потребление труб в России в целом выросло на 11,2% (до 1,622 млн тонн). Но рост этот обеспечивался в основном ТБД (+70,9%). В сегментах труб общего назначения спрос сократился на 21,5%, труб, применяемых в строительстве, и подшипниковых труб для машиностроения — на 38,9%. Сокращается потребление и в любимом уральскими производителями сегменте бесшовных труб для нефтегазового комплекса: обсадные — минус 18,9%, бурильные — 27,2%.

Год простоять, да два продержаться

На ближайшую перспективу уральские трубники сохраняют задачу как минимум удержать объемы производства. И для них это будет хорошим показателем, учитывая неблагоприятную общую экономическую ситуацию и на ее фоне рост конкуренции в отдельных сегментах: в 2015 году помимо запуска Ирбитского трубного завода ожидается ввод немалых мощностей компании «Газпромтрубинвест» в Волгореченске.

Финансовое положение производителей может осложниться. Рост цены на сырье в конце 2014 года — начале 2015 года составил, по различным данным, от 30 до 80%, тогда как цены на конечную продукцию трубники в течение 2014 года практически не поднимали. По информации Росстата, рост цен в целом не достиг 1%, а на некоторые виды труб они даже падали (обсадные — на 2,5%, насосно-компрессорные — на 0,7%). Трубники уже ответили: в январе — феврале 2015 года их продукция подорожала в целом по рынку на 9,8%. Сильнее всего — не ТБД, а все прочие сварные нефтегазопроводные трубы (на 23,5%). Причем, как отмечают в Уралтрубпроме, на 100% отра­зить в прайсах удорожание сырья и прочих затрат пока не удалось. По прогнозам ЧТПЗ, в целом по году только трубы нефтегазового сортамента (c учетом изменения как цен на сырье, так и ключевой ставки ЦБ) могут подорожать не менее чем на 20%.

— Для российского рынка стальных труб характерен сегодня рост цен на продукцию на фоне дефицита платежеспособного спроса. В связи с таким развитием событий может возникнуть ситуация, когда цены растут, не обращая внимания на падающий спрос и провоцируя его дальнейшее сокращение, — прогнозируют эксперты компании «А ГРУПП».

Ключевая задача уральских производителей сегодня — поддерживать ликвидность операционной деятельности, чтобы сохранить объемы производства. И без дополнительных антикризисных мер, похоже, не обойтись. Крупнейшие компании их уже запустили: помимо снижения производственных издержек (в том числе расхода металла и энергоресурсов) занялись оптимизацией численности персонала. «Прежде всего за счет изменения структуры управления и высвобождения управленческих кадров среди руководителей, специалистов и служащих», — обещают в Группе ЧТПЗ. В ТМК решились на сокращение рабочего времени части производственного персонала, переведя до 30 апреля на неполный рабочий день часть работников трубоэлектро­сварочного цеха № 2 на СТЗ (около 230 человек). «Решение принято в связи с сезонным снижением заказов на электросварные трубы и чтобы сохранить кадровый потенциал», — говорят в компании. При этом на СинТЗ аналогичные меры не планируются — производственные мощности здесь полностью загружены.

Но сворачиваться никто не собирается. «ТМК только завершила масштабную программу модернизации, ориентированной на выпуск современной востребованной продукции. Поэтому о закрытии производственных направлений речи не идет, неперспективных среди них нет», — заявляют в компании. ЧТПЗ решил подстраховаться и обратилося к федеральным властям с просьбой выделить госгарантии. По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, компания просит 2 млрд рублей.

Как отмечают металлотрейдеры, настроения участников российского рынка стальных труб сегодня вполне можно описать как напряженное ожидание. Это желание понять, как будет развиваться ситуация (плохо, очень плохо или терпимо), и в какой степени можно переложить издержки на потребителя.

Еще в сюжете «Война санкций. Что ждать уральской экономике»

Материалы по теме

На ПНТЗ запущена линия отделки высокодоходных труб

ТМК становится ключевым поставщиком всего сортамента стальных бурильных труб

ТМК и ЧТПЗ защищаются от импорта нержавеющих труб

Верь, бойся, проси

ЧТПЗ утвердил программу биржевых облигаций на 50 млрд

Путин дал старт новому производству в Челябинске