Металлическая зависимость снижается

Уральские металлурги сдают позиции в региональном экспорте

Уральские металлурги сдают позиции в региональном экспорте

Поставки за рубеж черных и цветных металлов остаются основой уральского экспорта, но их объемы сокращаются, позволяя диверсифицировать внешнюю торговлю УрФО

Из-за опасения вторичных санкций ряд банков Китая, Турции и ОАЭ стали ограничивать расчеты с российскими компаниями. Так, по сообщениям СМИ, с начала 2024 года главный банк российских импортеров из Китая — Chouzhou Commercial Bank перестал осуществлять транзакции с контрагентами из РФ не только через SWIFT, но и через российскую СПФС и китайскую CIPS.

Участники внешнеэкономической деятельности опасаются, что это осложнит поставки иностранных товаров в нашу страну. Вместе с тем внешняя торговля Уральского федерального округа имеет сильный дисбаланс: в ее структуре по итогам 2023 года в денежном выражении экспорт составил 75% и лишь четверть от всего объема— импорт.

По данным Уральского таможенного управления (УТУ), за 2023 год по сравнению с преды­дущим годом зарубежные поставки на Урал сократились на 7%. Если не брать в расчет страны ЕАЭС, основным поставщиком продукции в регион выступает Китай с долей 43%. На втором месте Узбекистан, его доля 8%, на третьем — Индонезия с долей 6% (поставляет пальмовое масло).

При этом значительно выросли поставки в УрФО по схеме параллельного импорта.

— В рамках параллельного импорта по итогам прошлого года на Урал было ввезено товаров общим весом более 950 тонн и стоимостью свыше 30 млн долларов. По стоимости это плюс 30% к 2022 году, — прокомментировал начальник УТУ Алексей Фролов. — Ввозились товары самых разнообразных брендов. Основная масса — это запасные части к станкам и транспортным средствам, промышленное оборудование, оптические инструменты. Из каких стран ввозилось — сказать не могу. Все-таки мы должны защищать интересы тех лиц, кто занимается поставками в рамках параллельного импорта.

В целом же в структуре уральского импорта по итогам 2023 года основную долю (38%) составили станки, оборудование и механизмы, которые поступают на наши промышленные предприятия. Также в больших объемах завозилась продукция химической промышленности (доля в импорте 18%), металлы и металлические руды (15%), продовольственные товары (11%), одежда и обувь (4%).

Сели — встали

Уральский экспорт за прошлый год просел значительнее импорта — на 16,6%. При этом пятерка основных стран-партнеров не изменилась, без учета стран ЕАЭС это Китай, Турция, Узбекистан, США и Франция (см. график). Отметим рост объемов экспорта за рассматриваемый период в эти страны: в Китай — на 7%, Турцию — на 4% и даже в недружественные США и Францию (увеличение по сравнению с предыдущим годом соответственно на 10% и 15%). Последние две страны на Урале закупают, в частности, обогащенный уран.

Однако в товарной структуре уральского экспорта традиционно преобладают черные и цветные металлы и изделия из них (доля 52%), а также продукция химической промышленности (31%). Экспортные объемы просели за прошлый год прежде всего по причине сокращения поставок уральских металлургов в страны Евросоюза и США. Показательно, что ни одна металлургическая компания, работающая в Уральском регионе, не предоставила ответ на запрос журнала «Эксперт-Урал» относительно динамики экспорта продукции.

Вместе с тем уральские предприятия, экспортирующие изделия из металлов, стремятся переориентировать торговлю с запада на восток. «После введения санкций на европейском рынке работать стало практически невозможно, поэтому мы сделали ставку на страны ближнего зарубежья: Монголию, Казахстан, Белоруссию, Узбекистан, Армению, Таджикистан. Плотно прорабатываем рынок Ближнего Востока — Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Бахрейн. Нам интересны рынки Индии, Африки, стараемся проработать все перспективные направления, — сообщил директор компании «Равани-Рус» Иван Литвяков (Челябинск, экспорт арматуры). — Благодаря развитию новых направлений и увеличению объемов на имеющихся рынках наши продажи не упадут. Тем более что при нынешнем курсе доллара конкурентоспособность российской арматуры только растет. Не можем не согласиться, что барьеров в международных расчетах становится все больше. Но и они решаемы. Мы активно переводим экспортные контракты в национальные валюты — рубль, валюты дружественных стран, проводим международные платежи через собственные торговые филиалы за рубежом».

Развиваются и другие направления уральского экспорта. За январь — февраль 2024 года за рубеж с территории УрФО отправлено почти 25 тысяч тонн круглого леса на 1,8 млн долларов. Самые большие поставки были для Китая, Казахстана и Узбекистана. За этот же период экспортировано 124 тысяч тонн лесоматериалов на 26 млн долларов. Эти показатели уральских субъектов РФ остались на уровне прошлых лет, однако в Курганской области зафиксирован рост экспорта круглого леса в три раза — за счет увеличения поставок в Казахстан.

Безграничный АПК

В последние годы растут поставки за рубеж продукции агропромышленного комплекса Урала. Среди активных участников внешнеэкономической деятельности — Екатеринбургский жировой комбинат (производственная площадка «Русагро»), экспортирующий продукцию в 22 страны. Предприятие планирует увеличить экспорт подсолнечного масла в Китай. Уже сейчас эту продукцию в герметичных цистернах отправляют в КНР, где подсолнечное масло разливают в бутылки под брендом «Лето Красно». Бренд учитывает особенности культуры Поднебесной и предпочтения китайских потребителей.

Транспортная логистика по экспорту продукции уральского АПК в азиатские страны уже отлажена: грузы везутся в том числе контейнерными поездами до российских портов Дальнего Востока, а дальше следуют морским путем в Китай, Южную Корею, Вьетнам, Индию, Саудовскую Аравию и другие страны. Так, в апреле этого года Челябинская таможня сообщила об отправке в Китай 70 крупнотоннажных контейнеров с лущеным горохом.

Агропромышленная компания «Ресурс», выпускающая зерновые продукты под торговой маркой «Увелка» (основные производственные мощности находятся в Челябинской области), направила на экспорт за прошлый год 22,5 тыс. тонн продукции: крупы и овсяные хлопья. Зарубежные направления поставок — Индия, Китай, страны СНГ, США, Германия, ОАЭ, Израиль, Канада, Таиланд, Южная Корея, Иран, страны Африки.

Уральский экспорт за прошлый год просел значительнее импорта — на 16,6%

«Стремимся осваивать новые рынки, ведем поиск зарубежных контрагентов. Для этого участвуем в международных выставках (в том числе с господдержкой, предоставляемой Российским экспортным центром), взаимодействуем с представителями Минсельхоза России по целевым направлениям (анализ полки, поиск новых партнеров, взаиморасчеты, проверка благонадежности контрагентов, организация встреч с потенциальными партнерами). При перевозке продукции АПК на экспорт нам оказывается господдержка в части компенсации логистических затрат», — сообщили в компании «Ресурс».

В Оренбуржье, применяя региональные меры поддержки, стремятся переориентировать экспорт с сырьевой продукции сельского хозяйства на экспорт переработанной продукции, то есть с большей добавленной стоимостью. По итогам 2023 года экспорт продукции АПК Оренбургской области вырос по сравнению с преды­дущим годом на 55% и достиг исторического максимума — 285,3 млн долларов. Более того, за первый квартал текущего года этот показатель к аналогичному периоду 2023 года увеличился еще на 19%. Из региона за рубеж поставляют зерновые (пшеницу, ячмень, рожь) — это 48% от общего объема экспорта оренбургского АПК, яйцо, корма для животных, семена, материалы растительного происхождения, подсолнечное масло, жмыхи.

Важно, что уральские участники ВЭД стремятся хеджировать валютные риски, возникающие из-за западных санкций, и переходят в международных расчетах на национальные валюты. По данным Уральского таможенного управления, в период с 2018 по 2023 год доля национальных валют во внешней торговле УрФО выросла практически в два раза: с 39% до 64%. То есть сегодня фактически две трети поставок оплачиваются в национальных валютах. Разумеется, наибольшие объемы расчетов в национальных валютах осуществляются в рамках Евразийского экономического союза, это наши соседи — Казахстан и Белоруссия. Но не отстает и Китай: по итогам прошлого года 94% расчетов с компаниями этой страны были проведены в национальных валютах — рублях или юанях.      

Перенаправили потоки сбыта

Ориентация на поставки в дружественные страны позволила нарастить за прошлый год экспорт арматуры, рассказал директор компании «Равани-Рус» Иван Литвяков

— Наша компания является подразделением промышленной группы из Челябинска LD, специализируемся на экспорте стальной и латунной арматуры, которая используется для тепло- и газоснабжения. LD располагает тремя зарубежными филиалами — в Узбекистане, Казахстане и Белоруссии.

Доля экспорта в структуре сбыта LD — 13%. За 2022 год мы экспортировали продукцию на сумму 980 млн рублей, в 2023 году эта цифра составила 1 124 млн рублей. Рост кажется небольшим, но важно отметить, что с начала прошлого года вступили в силу санкции Евросоюза, под которые попала и продукция LD. Мы были вынуждены перенаправить потоки сбыта в дружественные страны. Например, недавно нас посетила делегация из Египта. Коллеги прибыли на Южный Урал, чтобы лично увидеть, как производится трубопроводная арматура на челябинском предприятии. Египтяне провели технический аудит предприятий LD и осмотр полного цикла производства. В скором времени наша трубопроводная арматура появится на инженерных сетях Синайского полуострова.

При выходе на новые рынки сбыта на первом этапе проводим так называемые «кабинетные исследования» по каждой из стран и уже далее на основании полученной информации принимаем решение о дальнейшей разработке региона. В ходе экспортной деятельности активно пользуемся инструментами государственной поддержки, предоставляемыми Центром поддержки экспорта Челябинской области и Российским экспортным центром, с которыми у нас сложились давние партнерские отношения. Наиболее популярными мерами господдержки для нас стали: софинансирование участия в выставочных мероприятиях и бизнес-миссиях, компенсация части затрат на транспортировку продукции за рубеж, сертификация продукции, услуги по переводу маркетинговых материалов. 

 

Еще в сюжете «Экспорт»